В Каннах победил фильм о лесбиянках

Канны сделали свой выбор

Жюри 66–го Каннского фестиваля под председательством Стивена Спилберга подводит радикальный итог...

Жюри 66–го Каннского фестиваля под председательством Стивена Спилберга подводит радикальный итог. Главный приз — «Золотая пальмовая ветвь» — уходит к фильму о лесбиянках «Жизнь Адели» французского режиссера тунисского происхождения Абделатифа Кешиша. Зато без призов остаются такие заметные картины, как «Иммигрантка» Джеймса Грея, «Великая красота» Паоло Соррентино и «За канделябрами» Стивена Содерберга (к слову сказать, картина о гомосексуальной любви).


Новый кинематографический тренд генеральный директор «Беларусьфильма» Олег Сильванович называет регрессом:


— Однополая любовь — это путь в никуда, свидетельство упадка. Вывод жюри для меня неожидан. С одной стороны, фильм качественный, с другой — есть некоторое общественное давление по этой проблеме. Если бы жюри не поддержало ленту, их бы обвинили в гомофобстве, но если вручили главный приз такой картине, то их все равно в этом обвинят. Из чего я делаю вывод, что фестивальное жюри оказалось в западне, оно не свободно при принятии решений. Очень бы не хотелось, чтобы кинематограф оставался в просчитанных трендах.


Стивен Спилберг заявил, что для него фильм Кешиша стал в первую очередь «историей большой любви»:


— Обычно я читаю новости каждый день, но тут совершенно не было времени. Так что решение жюри принимало без какого–либо давления. Мы все были совершенно заворожены. И любовью, и актрисами, и эмоциями, которые были на их лицах, а не только в их словах.


Совсем недавно во Франции приняли закон о легализации однополых браков, но политический контекст проблем однополой любви, как ранее заявил сам Кешиш, его особо не волновал, он хотел показать «просто любовную историю, которая включает в себя всю красоту отношений». Его героиня — 15–летняя Адель — глубоко и трагически влюбляется в студентку академии изящных искусств.


Вторую по значению премию фестиваля — Гран–при — завоевал фильм «Внутри Льюина Дэвиса» американских режиссеров — братьев Итана и Джоэла Коэнов. Он считался одним из фаворитов форума и пользовался широкой популярностью за свою легкость и зрелищность. Главный герой — начинающий фолк–певец Льюин Дэвис (Оскар Айзек), который пытается пробиться на большую сцену. Он поет свои песни в небольшом кафе на окраине, практически не имеет денег, ночует в доме более успешного лирического дуэта «Джим (Джастин Тимберлейк) и Джин (Кэри Маллиган)» и постоянно теряет кота своего знакомого. Однажды герой решает попасть на прослушивание к известному продюсеру Баду Гроссману и в холодную нью–йоркскую зиму отправляется автостопом в Чикаго. Поклонники творчества Коэнов считают, что Итан и Джоэл сняли на этот раз картину о «несерьезном человеке».


Полной неожиданностью стало присуждение приза за лучшую режиссуру мексиканскому мастеру Амату Эскаланте за картину «Эли». Критики считали ее аутсайдером, без каких–либо шансов на награды.


Приз за лучший сценарий получил фильм «Прикосновение греха» китайского режиссера Цзя Чжанке.


Лучшим актером 66–го Каннского фестиваля признан 76–летний ветеран американского кинематографа Брюс Дерн за роль в фильме «Небраска». Лента рассказывает о взаимоотношениях пожилого отца и его сына.


Лучшей актрисой стала француженка Беренис Бежо, сыгравшая в семейной драме иранского режиссера, обладателя премии «Оскар» Асгара Фархади «Прошлое». Действие картины происходит на окраине Парижа, куда по прошествии четырех лет возвращается Ахмад (Али Мосаффа) для того, чтобы завершить бракоразводный процесс со своей женой Мари (Бежо). Однако во время его приезда перед всеми членами семьи — самой Мари, ее новым возлюбленным Самиром (Тахар Рахим) и дочерью Люси (Полин Бурле) — встает непростой выбор: расставаться с секретами прошлого или нет.


Беларусь в этом году в Каннах продемонстрировала в специальном проекте «Уголок короткого метра» шесть национальных картин: мультфильмы «Как служил я у пана» Михаила Тумели, «Рыбка по имени Нельзя–3» Александра Ленкина, а также документальные ленты «Оксана Волкова. A prima vista» Натальи Жамойдик, «Особый театр. В поисках счастья» Екатерины Маховой, «Забранный край» Юрия Тимофеева и «Печник» Аллы Вольской. По словам Олега Сильвановича, участие в кинорынке для киностудии «Беларусьфильм» очень важная составляющая работы:


— Достигнуты предварительные договоренности, которые, я надеюсь, вырастут в контракты.


— Олег Игоревич, а когда белорусский фильм будет участвовать в основном конкурсе Каннского фестиваля?


— С этим нам придется подождать. Многое зависит от прихода молодых режиссеров в профессию. Программу Каннского форума, как и любого другого фестиваля класса «А», составляет авторский кинематограф. А у нас с авторами, к сожалению, пока напряженка.

 

Советская Белоруссия №95 (24232). Вторник, 28 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter