Канны: автомеханик против Левиафана

Призом за лучший сценарий на 67-м Каннском фестивале награжден фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». «Золотую пальмовую ветвь» получила картина Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка» (Турция)

Призом за лучший сценарий на 67-м Каннском фестивале награжден фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». «Золотую пальмовую ветвь» получила картина Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка» (Турция)

Что скрывать, пул российских журналистов в Каннах был сильно разочарован. Впечатление от «Левиафана» Андрея Звягинцева, показанного в основном конкурсе, было сильнейшим. Газета The Gardian назвала его «новым российским шедевром», журнал Variety вопрошал со своих страниц, получит ли «Левиафан» «Золотую пальму», считая фильм вполне достойным такой награды.

Что интересно, оба фильма поднимают одну и ту же тему, кричат о гибнущей человечности в людях, о прогнивших государственных институтах, о коррумпированности всех и вся, «Левиафан» еще и внятно высказывается о церкви, благословляющей «всякую власть», поскольку она «от Бога». «Левиафан» в результате получил приз за лучший сценарий. Андрей Звягинцев разделил его с соавтором Олегом Негиным. К слову сказать, «Левиафан» уже продан для проката на большинстве кинорынков Европы и Америки, в США его будет показывать SonyPictures.

При ином раскладе против Гран-при, присужденного «Чудесам» Аличе Рорвахер (Италия), не было бы никаких возражений. Чудесный, свежими ветрами продуваемый фильм. О родине, о земле, о любви к ближним, о красоте, о сохранении корней. Но мощь «Левиафана» с «Чудесами» не сравнима. Лучшие исполнители главных ролей – Джулианна Мур в «Звездной карте» Дэвида Кроненберга и Тимоти Сполл в «Мистере Тёрнере» Майка Ли (Великобритания) – угаданы точно. А вот приз «Лучший режиссер»  Беннетту Миллеру за «Охотника на лис» (США) объявлялся под свист и явное неодобрение зала. Как говорится, без комментариев. Крепкая коммерческая лента, снятая по реальным трагическим событиям из жизни спорта, не больше. Совсем другой лауреат должен был быть на этом месте.

А решение жюри разделить приз между фильмами – «Мамочка» 25-летнего Ксавье Долана (Канада) и «Прощай, речь» 83-летнего Жан-Люка Годара (Швейцария) было из разряда «дать нельзя не дать».

Так или иначе, 67-й Каннский фестиваль уже канул в историю, изменить ничего нельзя. Самое время вспомнить знаковые события. К таковым, несомненно, относится пресс-конференция по фильму Андрея Звягинцева «Левиафан».

Иов и автомеханик Коля

Зал был полон, и вопросы задавали в основном иностранные журналисты. Конечно, спросили об истоках «Левиафана». Режиссер ответил, что импульс ему дала история, которую он услышал от переводчицы в 2008 году на съемках короткометражки для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя». «Случилось это в штате Колорадо, в Америке, когда человек сел на бульдозер и снес несколько административных зданий в ответ на то, что власть не хотела считаться с его правами, построив на его частной территории цементный завод. Мне стало понятно, что эта история могла произойти где угодно, а уж в России – так точно. И я перенес действие в российские реалии. Позднее стало понятно, что у истории имеется протосюжет – страдания бедного Иова, отсюда появилось название «Левиафан». И стало очевидно, что снимать надо о человеческом уделе на земле, и не только на территории России. Но чтобы история не получилась слишком трагичной, мы разбавили ее шуткой. Не то чтобы это была установка – просто сделали начало смешным. Так и в жизни все происходит – так устроен человек. Я слышал, что иностранная аудитория живо реагировала и люди смеялись. Очень рад этому. Таким родился этот фильм. Что касается Иова – то, что происходит в фильме, сюжетно не пересекается с библейской историей, для нас это было просто отправной точкой, стартом. О Иове главному герою напоминает священник, чистосердечно верящий в Бога. Он изъясняется как умеет, чем может, стремится помочь Николаю, он – не начетчик, не фарисей».

Так ли много пьют в России?

Ответ на этот вопрос Звягинцев начал с замечания о том, что в первый раз услышал его от министра культуры РФ Владимира Мединского, с которым обсуждал фильм. И подчеркнул, что это ни в коей мере не должно ассоциироваться с образом страны. «Это не так. Но как по-другому спастись Николаю от той пустоты, которая обрушилась на него?.. Считаю, что человек творческий обязан говорить правду, общаясь с людьми. Столкновение человека с государством во всех концах земли происходит одинаково, и люди сталкиваются с одной и той же проблемой. Поэтому либо говори открыто и честно, либо не говори вообще. Возвращаясь к встрече с министром – он сказал, что картина талантливая, но ему не нравится. И я даже знаю почему. У него другие задачи – сделать мир лучше, и он автоматически переносит их на вопросы искусства. Он считает, что искусство должно быть духоподъемным, нести свет людям, говорить, что все хорошо. У него твердая позиция, вызывающая уважение, но при этом я увидел человека слышащего. Так что я намерен и дальше делать кино в своей стране. Тем более что уже рассказал министру о своих двух серьезных замыслах. И он сказал: «Приносите сценарий».

Продюсер Александр Роднянский подчеркнул, что фильм снимался при поддержке Минкультуры РФ и Фонда кино. В российский прокат картина может выйти в сентябре.

Легко ли работать со Звягинцевым?

Михаил Кричман, оператор: «Трудно, но всегда в удовольствие».

Елена Лядова, исполнительница роли Лили, жены Николая: «Счастлива была встретиться с Андреем Звягинцевым. У меня серьезная роль, интересный материал, потрясающие партнеры».

Алексей Серебряков, исполнитель роли Николая: «Бесконечно рад, что оказался на съемочной площадке картины. Благодарен жене, это она меня уговорила, я-то знал, что Звягинцев – человек непростой. И мы не очень с ним совпадаем – для него кино важнее жизни, а для меня жизнь важнее кино. Но Андрей оказался не только фанатично преданным кино режиссером, но и тонко чувствующим человеком, хорошо слышащим окружающих».

Роман Мадянов, исполнитель роли мэра: «Мы не были знакомы, я знал Андрея лишь по работам. Получить предложение от Звягинцева было лестно, но на встречу с ним я шел с тяжелым сердцем. Думал, что он начнет «гнуть пальцы» – еще бы,  наполучал призов, известен в Европе, в мире, придется и мне доказывать, что я не верблюд. Но когда открылась дверь и мы встретились взглядами, я понял, что все будет прекрасно. К этому моменту я переиграл множество всяких бяк в российском кинематографе, а тут опять предстояло играть коррумпированного мэра. И мне было интересно, что же нового может предложить Андрей, и он дал мне несколько идей. Работать было очень тяжело, но ощущения остались позитивные и радостные».

Как быть с нецензурной лексикой?

Не скроем, грубые северные мужики в картине с соленым словцом не церемонятся. Режиссера спросили насчет перспектив с прокатом. «Насколько знаю, закон, запрещающий употребление нецензурной лексики в литературе и кино, вступит в силу с 1 июля, – сказал Звягинцев, – стало быть, мы имеем полное право выпустить картину в том виде, в каком ее увидели в Каннах. Не думаю, что мы злоупотребляем матом, который, конечно, создает атмосферу в фильме. Каждое слово было взвешено, а оскопление языка – это не самое лучшее занятие. В конце концов существует общественное соглашение, требующее в этих случаях делать наклейки на постере: «Осторожно, имеется ненормативная лексика».

Канны – Москва

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter