Камо грядеши?

За прошедшие дни я, кажется, научился узнавать в лицо жителей Беслана.
За прошедшие дни я, кажется, научился узнавать в лицо жителей Беслана. Хотя никогда там не бывал. Невольно начинаешь оглядываться вокруг, присматриваясь к окружающим. И облегченно вздыхаешь: ходим по улицам спокойно, на наших детей ни у кого рука не поднимется... Именно тот случай, когда можно воскликнуть: "Милая, добрая толерантность!"

Сколько, кстати, иронизировали над "тоталитарностью" нынешнего белорусского государства, основываясь, в том числе, и на идее государственной идеологии. А ведь демократическая Россия уже готова вести разговор о единой государственной идеологии, и легко предположить, что белорусский опыт здесь окажется очень кстати.

А вот кого я так и не увидел за все эти трагические и скорбные дни, так это правозащитников, профессиональных борцов за права человека. Где г-н Ковалев, снискавший славу ратоборца на этом благородном поприще? Где дружная семья членов Хельсинкского комитета, ищущего блох на постсоветском пространстве, особенно "благоволя" к Беларуси? Как говорил известный киногерой, их как корова языком слизала. А доктор Рошаль еще удивляется, почему не было представителей Красного Креста. Наивный человек! Он бы еще удивился, почему там не было либеральствующих буржуа, готовых при слове "свобода" делать стойку на любых частях тела! И полагающих, что этим можно очаровать исламистских фанатиков.

Вообще возникает такое чувство, что никто ничего не понял. То есть все понимают, но ищут свою, нужную правду. Помните, говорили: после трагедии "Норд Оста" дальше идти некуда. Оказалось, есть: к Беслану... Теперь опять твердят: упали на самое дно, дальше можно только окапываться. И, полагаю, опять ошибаются. Ведь суть вопроса в том, что ничего не закончилось. Что продолжения начатой драмы можно ожидать уже завтра. Что занавес вроде закрылся, но режиссеры уже хлопотливо строят новую мизансцену, кукловоды привязывают свежие веревочки к марионеткам, зрители в зале жуют сухарики, не подозревая, что именно они станут действующими лицами новой драмы.

А в комментариях некоторых аналитиков, в том числе белорусских, проскальзывают нотки не столько сочувствия, сколько желания продолжать сидеть на двух стульях. На стуле государственном и на стуле либеральном. К сожалению, посадочные площади этих двух стульев у нас, на постсоветском пространстве, не совпадают. Нельзя одновременно одной рукой "демократизировать" и другой "укреплять дисциплину". Не получится разом дружить со всем белым светом и отстаивать свои собственные национальные интересы. Никак не запряжешь в одну телегу славного борца с тоталитарной идеологией г-жу Новодворскую, выдающегося кремлевского мыслителя г-на Караганова, владельца заводов и пароходов г-на Потанина. Не получится, не сладится.

А вот новые Геростраты в национальном кафтанчике а-ля Горбачев отыщутся легко. Потому что России всегда было не привыкать к полям, усеянным трупами: от времен татар да монголов, феодальных усобиц до многочисленных кровавых войн. А появляющихся государственников дружно кляли: от Петра Великого еще... За железо и натиск в бисмарковском духе.

Конечно, легко говорить о геополитических интересах. Но надо привыкнуть к простой мысли: никогда Россия не станет равноправной в западноевропейской семье. Всегда будут продолжать существовать цивилизации греко-романского и славянского типа. Каждый век будут находиться желающие жировать на этом географическом пространстве. Останутся сказками для дураков разговоры о мире и дружбе на все времена и единстве действий перед новыми угрозами.

Угрозы появляются и исчезают, но обратите внимание: многие из них решаются за счет земель, лежащих к востоку от Буга. Непопулярные мысли? Включите телевизор и посмотрите документальные кадры. А потом переключитесь на благополучный Бонн, Париж, пытающийся сегодня обласкать мусульманскую волну, Рим, и многое станет ясно. Есть человеческое сочувствие, и оно будет всегда, а есть интерес, есть деньги, есть нефть и газ, есть политические и национальные кланы - и это надолго...

А теперь - о "провинциальной, сонной" Беларуси, продолжающей жить, как утверждают, в "тине социализма". Жить спокойно, озабоченной не ликвидацией последствий очередного теракта, а обычными проблемами обычного человеческого ареала. Наверняка, прав Президент! Может, не надо нам резких экспериментов с нами самими? Может, имеет смысл, как говаривал Владимир Ленин, увлечься "постепеновщиной" в ущерб семимильным шагам на пути к зияющим, по выражению философа Зиновьева, высотам...

Сегодня у меня возникает чувство, что присутствую при втором акте постсоветской драмы, первым событием которой был собственно развал СССР. Только теперь на очереди Россия. Как удержаться? Главным сегодня, по моему мнению, являются не "демократизация", не "права человека", не мифическая "дружба" с развитыми странами, а жесткая защита собственных национальных интересов путем укрепления государства. Да, это потребует определенного "завинчивания гаек", которое мы тоже проходили. Но разве есть альтернатива? Ответ дает Беслан.

Борис ЛЕПЕШКО, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter