Санкционная война с Беларусью ведет Литву в логистический тупик

Камо грядеши, соседи?

Во вторник вступило в силу решение литовского правительства о прекращении транзита через Литву в Клайпедский морской порт удобрений «Беларуськалия», включенного в санкционный список США. На февраль не утверждена ни одна заявка на транспортировку, сообщили в компании LTG («Литовские железные дороги»). Так и хочется спросить: «Ребята, вы это серьезно? Вы действительно хотите экономической войны с Беларусью?» А может, прежде чем плестись послушной собачонкой на поводу США, следовало бы оценить свой экономический, политический, военный, любой другой потенциал и сопоставить его с Беларусью? Ведь очевидно, что знаком равенства здесь и не пахнет. Тем не менее Вильнюс умудряется еще войти в клинч не только с Минском, но также с Россией и Китаем. Увы, но это уже диагноз, причем требующий срочной госпитализации «пациента». По меткому выражению доктора экономических наук Николая Межевича, «здесь уже нужны врачи, умеющие завязывать рукава халата на спине».

фото lithuaniatribune.com

В самом деле, разве станет кто-либо в здравом уме пилить сук, на котором сидит. Транзит белорусских удобрений ежегодно приносил в копилку Литвы десятки миллионов евро. В случае же его остановки Клайпедский порт лишится около трети своих грузов, многие жители города останутся без работы. По словам одного из руководителей терминала в Клайпеде Игоря Удовицкого, разорвав контракт с «Беларуськалием», Литва рискует потерять до одного миллиарда евро. Он раскритиковал оптимистичные прогнозы политиков и экспертов, утверждающих, что грузы из Беларуси можно заменить другим транзитом, добавив, что альтернативы белорусскому калию нет:

— Здесь все просто: контракт с «Беларуськалием» бессрочный и ограничен по времени только продолжительностью договора аренды территории в порту. Один миллион тонн каждый месяц, и так до 2066 года — считайте сами.

Схожей позиции придерживается глава Ассоциации морских погрузочных компаний Литвы Вайдотас Шилейка:

— С прекращением перевалки продукции «Беларуськалия» порт лишится около 10 миллионов тонн грузов в год. Такая потеря, вне всяких сомнений, нанесет сильный удар по всему Клайпедскому порту и работающим на его территории предприятиям.

Санкционный бумеранг

Как пишет Baltnews, недружественная политика Литвы продолжает приносить бизнесу балтийской страны горькие плоды. Страдают не только крупные компании, но и простой бизнес, занимающийся приграничной торговлей. В этом месяце в ассоциации грузоперевозчиков Литвы заявили, что из-за продовольственного эмбарго Беларуси перевозчики потеряют около 100 миллионов евро. Благодаря географическому расположению Литва могла использовать свою территорию не столько ради продажи европейских продуктов питания в Беларусь, сколько ради экспорта товаров в Россию, где спрос на них в определенной мере сохранился даже после санкций Брюсселя и ответных рестрикций Москвы 2014 года. Однако литовским властям это не интересно. Им важнее соблюдать санкции Евросоюза против Беларуси.

Самое интересное, что европейский бизнес, в том числе и литовский, хотел бы развивать отношения с Беларусью и Россией. Палки в колеса ставит трансатлантический капитал, где главную скрипку играют американские игроки.

— Торговое эмбарго бьет по карману предприятий в Литве, но компании не могут пока ничего сделать с бюрократами как внутри Прибалтики, так и в наднациональных структурах Евросоюза. У Беларуси альтернатива есть — это более плотное сотрудничество со странами Евразийского экономического союза и в первую очередь переориентация на российский рынок, — цитирует Baltnews председателя коллегии Центра исследований и развития Евразийства Юрия Самонкина. 
— Европейскому бизнесу нужно давить на чиновников в Брюсселе, чтобы те наконец начали думать о благополучии экономики Старого Света и необходимости выстраивать партнерские отношения с соседями. Однако евробюрократов больше интересуют политические задачи, диктуемые из-за океана.
Ответные меры Беларуси не заставят себя ждать, и они будут жесткими, заверил Премьер-министр нашей страны Роман Головченко:

— Решение принято, оно коснется железнодорожного транспорта, который следует с территории Литвы. Мы предложили литовским коллегам провести консультации по этому вопросу и определить дальнейшие наши взаимоотношения. По нашему мнению, Литва, приняв такое решение в одностороннем порядке, нарушила межправсоглашение о железнодорожном сообщении, не говоря о документах, регулирующих вопросы транзита для стран, которые не имеют выхода к морю. Мы предложили вариант. Если нам не ответят, в ближайшие дни введем ответные меры.

Роман Головченко подчеркнул, что белорусская сторона готовилась к этой ситуации, переориентировав свои поставки:

— За счет более длинного логистического плеча в России наши производители немного потеряли в маржинальности, но она будет компенсирована ростом мировых цен. Так что мы, по сути, ничего не потеряли, потеряла экономика Литвы. Более того, мы взыщем все штрафы, которые нам полагаются за расторжение контрактов на перевозку с их стороны. Соответствующие исковые заявления поданы. Взыщем с них в том числе упущенную выгоду. Это большие суммы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Президент Александр Лукашенко (в Послании белорусскому народу и Национальному собранию):

— Пытаясь выгодно продать свои политические авантюры, литовцы вразнос (идут. — Прим. ред.), притом в ущерб самим себе. В угоду Штатам бросили перчатку даже великому Китаю, ввязались в противостояние с Российской Федерацией. Американцам уже их приходится порой сдерживать. Но попытки угодить кураторам — на грани уничтожения собственной государственности. В этих обстоятельствах мы исходим из того, что с Литвой надо разговаривать жестко, но прагматично, принуждая к выполнению договорных обязательств, отвечая на их действия соразмерно.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter