Камни преткновения в расчетах

Еще раз о значимости уплаты обязательных платежей
Сотрудники Гомельского областного управления Фонда социальной защиты населения, выполняя свою контрольную функцию, провели проверки по соблюдению законодательства в части уплаты страховых взносов. В ходе рейдов, которые, к слову, проходили не только в плановом порядке, в поле зрения попали структуры частной формы собственности и индивидуальные предприниматели Гомеля и области.




— Основанием для проведения таких рейдов стала информация о фактах нарушения плательщиками законодательства о государственном социальном страховании, — вводит в курс дела начальник контрольно-ревизионного отдела Галина Морозько. — Реорганизация и ликвидация юридического лица также послужили поводом выехать на место с той же целью — предотвратить или устранить выявленные нарушения.

А их, как показала проверка, было немало. Так, наиболее типичными оказались ошибки в части уплаты обязательных страховых взносов, которая производилась после установленного дня выплаты заработной платы. В данном случае плательщиками был нарушен пункт 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 49.

В нарушение пункта 5 указа выявлены случаи, когда сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников, и подлежащая уплате за истекший месяц, фактически была меньше суммы взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.

Имели место случаи нарушения, когда плательщиками при получении средств на оплату труда одновременно не представлялись в банк платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов, вместо чего представлялись фиктивные справки об исполнении обязательств перед фондом. И этим был нарушен пункт 12 указа.

На недостаточное знание плательщиками норм законодательства указывали и факты, выражавшиеся в начислении обязательных страховых взносов на суммы материальной помощи по заявлению работников в связи с тяжелым материальным положением. Здесь, как поясняет Галина Морозько, нарушен пункт 13 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию в Фонд социальной защиты населения, и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгос¬страх», утвержденного постановлением Совета Министров от 25 января 1999 года № 115.

Обнаружены ошибки и в расчетах пособий по временной нетрудоспособности, которые в итоге привели в одних случаях к переплате суммы пособия, в других — к недоплате. Так, в ходе проверки была установлена не включенная сумма доплаты до минимальной заработной платы в заработок за месяц, на который она приходилась согласно лицевому счету, а также выявлено, что пособие по временной нетрудоспособности безосновательно назначалось в размере 100 % вместо положенных 80 % среднедневного заработка.

Наряду с иными оплошностями имела место неправильно заполненная форма ПУ-3, где не производилась разбивка по месяцам отпускных, а также пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, чем был нарушен пункт 16 Инструкции «О порядке заполнения форм документов персонифицированного учета», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 31.12.2009 г. № 159. В обход действий пунктов 15, 16 «Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 г. № 837, установлен и факт несвоевременного предоставления форм ПУ-2, ПУ-3.

Не обошлось без нарушений и в расчетах профессионального пенсионного страхования. Так, на одном из частных предприятий было установлено занижение сумм выплат, на которые начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование, отмечает ревизор. В частности, в данную сумму не были включены материальная помощь и премия к профессиональному празднику. Выявлены также излишне начисленные взносы на заработную плату работника за период, когда он не подлежал профессиональному пенсионному страхованию. В данном случае не был учтен механизм действия пунктов 1, 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 05.01.2008 года, в которых говорится, что взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются за работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, а также то, что объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных утверждаемым Советом Министров перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты. При этом на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий тому, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, данные взносы не начисляются.

— Как видим по результатам контрольно-ревизионной деятельности, отрицательных примеров уплаты обязательных платежей немало, — подытоживает Галина Морозько. — Для того чтобы избежать негативных последствий, которые влекут наказание рублем и, что самое главное, лишение стажа работников и самих плательщиков при назначении пенсии, а также права на получение пособий, необходимо неукоснительно соблюдать требования законодательства.

Сегодня созданные механизмы взаимодействия Фонда социальной защиты населения с юридическими лицами действуют не чисто формально. Помимо тематических проверок, специалисты фонда проводят семинары, разъяснительные беседы с плательщиками по актуальным вопросам деятельности фонда, в том числе работая «на выезде». Представители контролирующего органа не только в курсе проблем, возникающих у плательщиков. Они и скрупулезно сверяют букву закона с практикой.

Ольга СУХОНОС, ведущий инспектор отдела организационной работы и делопроизводства Гомельского областного управления Фонда социальной защиты населения
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter