Камнем с неба

Отечественный след в рекордном прыжке Феликса Баумгартнера

Отечественный след в рекордном прыжке Феликса Баумгартнера

И все-таки он сделал это. Австрийский парашютист Феликс  Баумгартнер установил два мировых рекорда сразу, совершив затяжной прыжок с высоты тридцать девять тысяч метров.

Он стал первым человеком, который преодолел звуковой барьер в свободном падении, разогнавшись до скорости 1342 километра в час. Вертикальное пикирование из стратосферы длилось четыре минуты девятнадцать секунд. Причем весь этот путь 43-летний австриец проделал без стабилизирующего парашюта. «Прыжок оказался намного более сложным, чем я представлял, – признался Баумгартнер после благополучного приземления. – Я вдруг ощутил сумасшедшее вращение. Меня крутило все быстрее и быстрее. В какие-то моменты мне начинало казаться, что теряю сознание, но раскрывать стабилизирующий парашют я так и не стал». 

К достижению Баумгартнера, пусть и заочно, причастны отечественные стратонавты. Многие десятилетия Советский Союз удерживался лидерство  в покорении стратосферы. Настоящий прорыв произошел еще  в январе 1934 года. Из подмосковного Кунцева тогда стартовал стратостат «Осоавиахим-1». Его пилотировали Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин. Это был первый в истории зимний полет стратостата. Когда аппарат достиг рекордной высоты – двадцать один километр, – с экипажем пропала связь. Сильно помятую от удара о землю гондолу обнаружили только на следующий день в окрестностях Саранска. Оборудование было разбито. Весь экипаж погиб. Как установили эксперты, оболочка стратостата во время полета не выдержала тяжести гондолы и порвалась. Гондола  камнем устремилась вниз. Стратонавтов оплакивала вся страна. Урны с прахом героев упокоились в Кремлевской стене.  

Изучение стратосферы продолжили в СССР в шестидесятых годах. В ноябре 1962 года испытатели полковник Петр Долгов и майор Евгений Андреев осуществили прыжок с высоты двадцать пять километров. Эксперимент проходил в рамках программы пилотируемой космонавтики. Петру Долгову предстояло испытать изделие СИ-ЗМ – прообраз современного космического скафандра и новую парашютную систему. А Евгению Андрееву доверили смоделировать вариант аварийного покидания гондолы, повторявшей по конструкции космическую капсулу, а также установить возможности управления телом в свободном падении в высотном компенсирующем костюме, применявшемся в боевой авиации. 

По условиям эксперимента Евгений Андреев должен был выполнять свой прыжок в затяжном режиме из стратосферы и раскрыть парашют только рядом с землей. Не выпуская  парашюта, он падал 24 500 метров. Две трети пути температура за «бортом» была ниже минус шестидесяти градусов.  И хотя в полете шлем испытателя покрылся толстой ледяной глазурью, закрывшей полностью обзор, до земли он добрался живым. На 270-й секунде свободного полета, когда до земли оставалось уже менее километра, Андреев выдернул кольцо – и тут же над ним расцвел оранжевый купол парашюта, а некоторое время спустя испытатель благополучно коснулся земли.

А вот его напарнику по эксперименту Петру Долгову катастрофически не повезло – сказалось технологическое и конструктивное несовершенство тогдашнего снаряжения. Шлем парашютиста-испытателя был сделан из очень тонкого оргстекла и не мог защитить от сильного удара. Что случилось конкретно – нет ясности до сих пор. По одной из версий, в момент покидания гондолы аэростата Петр Долгов, вероятно, ударился обо что-то шлемом. Шлем дал трещину, мгновенно наступила разгерметизация.

Все происходило на высоте более 25 600 метров. Через несколько секунд наблюдатели с земли с радостью увидели высоко-высоко в небе купол парашюта. Никто еще не знал, что система сработала в автоматическом режиме, без участия испытателя, который был уже мертв.

За мужество и героизм обоим испытателям было присвоено звание Героя Советского Союза. Петру Долгову посмертно. Уникальный прыжок Евгения Андреева вошел в историю, в том числе – спортивных достижений, как мировой рекорд с задержкой раскрытия парашюта. Это достижение держалось почти сорок лет.  Его удалось превзойти только Феликсу Баумгартнеру нынешним летом, когда он совершал предварительные прыжки, готовясь к своей главной попытке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter