Камертон для законов

Накануне Дня Конституции мы попросили Председателя Конституционного Суда Петра МИКЛАШЕВИЧА выступить в традиционной рубрике нашей газеты, ответив на три вопроса журналиста...

Накануне Дня Конституции мы попросили Председателя Конституционного Суда Петра МИКЛАШЕВИЧА выступить в традиционной рубрике нашей газеты, ответив на три вопроса журналиста. Однако Петр Петрович несколько нарушил привычный ход интервью и первым взял слово:


— Прежде чем отвечать на ваши вопросы, я хотел бы искренне поздравить всех граждан нашей страны с 15–летием Конституции Республики Беларусь, принятие которой явилось событием исторического значения. Конечно, 15 лет — это не самый большой юбилей, но тем не менее могу с уверенностью сказать, что Конституция как Основной Закон нашего государства доказала свою жизнеспособность.


— Петр Петрович, а в каких условиях создавалась белорусская Конституция?


— Это были первые годы обретенной страной независимости — времена тяжелые, но интересные и, можно сказать, романтические. С одной стороны, молодое государство переживало экономический кризис и правовой вакуум, а с другой — именно в те годы были учреждены и начали развиваться новые для Беларуси экономические, политические, правовые институты. И взгляните теперь на тот путь, который мы прошли: страна уверенно преодолела сложное время распада хозяйственных связей, выстроила социально ориентированную экономику, сумела занять надлежащее место на международной арене. Внесенные в Конституцию в результате референдума в ноябре 1996 года изменения и дополнения явились новым этапом развития нашего государства: состоялся переход к реальному формированию президентской республики, который завершился упорядочением конституционного механизма разделения властей, достижением оптимального баланса их полномочий. В итоге была сформирована национальная правовая система суверенной Беларуси. При этом на всех этапах развития общества государственная политика базировалась и продолжает основываться на принципах и нормах нашей Конституции. Впрочем, нельзя сказать, будто белорусский Основной Закон создавался на абсолютно пустом в правовом смысле месте. В его основе лежат лучшие образцы конституций, созданных на европейском континенте. Фундаментом наших конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека, стали демократические стандарты, признанные на международном уровне. При подготовке и принятии Конституции учтены положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, других важнейших международно–правовых актов универсального характера, защищающих права и свободы граждан.


— Верно ли мнение, будто в любом государстве Конституция имеет лишь декларативный характер?


— Это абсолютно неверно — по крайней мере, в отношении нашего Основного Закона. Конституция фактически представляет собой правовую модель того уровня развития общества и государства, к которому необходимо стремиться. Именно благодаря этому мы можем смотреть на Конституцию глазами современных людей — людей, которые живут в ХХI веке. Прошедшие годы, сколь бы сложными они ни были, раскрыли огромный потенциал Конституции, в том числе доказали ее сбалансированное влияние на развитие всех сфер, имеющих прямое отношение к повседневным нуждам людей, к потребностям их развития.


Вот из такого понимания Конституции следует, что Конституция должна быть живой, непосредственно влияющей на законотворческий процесс и правоприменительную деятельность, без чего невозможно повысить уровень конституционной законности.


Принципы и нормы Конституции должны находить — и находят! — реальное отражение в принимаемом законодательстве и правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и инициативах гражданского общества. Только в таком случае ее потенциал может быть реализован в полной мере. И только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей развития нашей страны. Говоря по–другому, Конституция выступает своеобразным камертоном, на который должны настраиваться нормотворческие органы и правоприменители.


— Какова при этом роль Конституционного Суда?


— Он призван обеспечивать как раз то, о чем я сказал, — верховенство Конституции и ее непосредственное действие. То есть Конституционный Суд контролирует соответствие различных нормативных правовых актов государственных органов нашей Конституции, утверждает законность в нормотворчестве и правоприменении. При этом одной из центральных задач Конституционного Суда была и остается защита конституционных прав и свобод граждан.


Впервые на постсоветском пространстве Конституционный Суд был наделен полномочиями по обязательному предварительному конституционному контролю всех законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом. Тем самым вектор дальнейшего развития конституционного правосудия направлен на упреждение нарушений конституционности в нормотворчестве, исключение возможных негативных социальных последствий действия норм законов, противоречащих Конституции.


Конституционным Судом уже проверена конституционность 102 законов, в том числе 3 кодексов, 24 общих и специальных законов, 40 законов о внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу законодательных актов, 35 законов о ратификации международных договоров. Среди проверенных законов — Бюджетный кодекс, кодексы о земле и о недрах, законы «О Национальном собрании», «О Совете Министров», «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О средствах массовой информации», «О регистре населения», «О защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг» и другие.


С момента своего образования Конституционным Судом принято более 400 решений, которые касались практически всех отраслей права. Этими решениями внесен реальный вклад в совершенствование правовой системы государства, обеспечение конституционной законности в стране.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter