Камерные онцерты и ананасы в оранжерее

Что ждет усадьбу Михаила Клеофаса Огинского в Залесье после реставрации?

Что ждет усадьбу Михаила Клеофаса Огинского в Залесье после реставрации?

Когда заканчивается очередная реставрация, все с облегчением вздыхают: получилось! Но вот что делать дальше с восстановленной усадьбой или замком, многие не знают. Обычно подобные объекты превращают в музеи. Однако только смотреть на статичные экспонаты современному туристу, увы, недостаточно. О том, чтобы ему было интересно, в Залесье Сморгонского района позаботились заранее. Реставрация усадьбы выдающегося композитора и политического деятеля Михаила Клеофаса Огинского еще в полном разгаре (официальное открытие музейного комплекса запланировано на день рождения Огинского — 25 сентября), но уже сейчас здесь организовали конференцию “Исторические усадьбы Сморгонского района: состояние и перспективы”. Ее главная цель — ответить самим себе на вопрос: “Куда же двигаться после реставрации?”

Опыт Ужутракиса

Поскольку Сморгонский районный исполнительный комитет реализует проект “Использование исторических усадеб и их адаптация к современным культурным условиям” совместно с дирекцией Тракайского исторического национального парка в рамках программы трансграничного сотрудничества “Латвия — Литва — Беларусь”, естественно, на конференции не обошлось без литовских коллег. Именно благодаря сотрудничеству с ними и финансовым средствам, выделенным Евросоюзом (на реализацию проекта было выделено 517 741 евро, или около 6 млрд 927 млн белорусских рублей, в том числе на белорусскую часть — 212 тысяч евро, или более 2 млрд 836 млн белорусских рублей), в Залесье удалось открыть первый объект — театрально-концертный зал, который может работать в автономном режиме. Вся усадьба еще не готова, но зал уже может принимать гостей. К слову, конференция, посвященная будущему усадьбы, прошла именно в этом помещении дворца Михаила Клеофаса Огинского. Здесь же было подписано соглашение о сотрудничестве на 5 лет между Сморгонским райисполкомом и дирекцией Тракайского исторического национального парка.

Как отмечает руководство Сморгонского района, самым ценным в сотрудничестве с литовцами стала возможность изучить подходы к реставрации в соседней стране. Дворец графа Юзефа Тышкевича в Ужутракисе, который также охвачен этим проектом, является сегодня образцом исторической усадьбы Литвы. Директор Тракайского исторического национального парка Гинтарас Абаравичюс во время конференции рассказал об опыте реставрации этого музейного комплекса.

— В советское время усадьба Тышкевича в Ужутракисе была национализирована, — напомнил Гинтарас Абаравичюс. — Сначала здесь была вилла КГБ, потом лагерь и всесоюзная туристическая база. В 1991 году здание собирались продать. Если бы это произошло, усадьба осталась бы в том ужасном состоянии, в котором она находилась. Потому что все, что было приватизировано в нашей стране, пришло в запустение.

Было решено сохранить усадьбу. В 1995-м дворец передали Тракайскому историческому национальному парку. Естественно, без финансирования.

— Первое, что делали, — рубили деревья, очищали территорию, пытались вернуть усадьбе былую ауру. Именно из-за пейзажа и вида на Тракайский замок Тышкевичи и построили здесь свою усадьбу, — говорит Гинтарас Абаравичюс. — Пришлось разрушить немало зданий вокруг, которые были построены позднее и портили этот вид. Конечно, из экономических соображений их можно было оставить, летом там могли бы жить десятки туристов. Но нам было важно другое.

Литовские энтузиасты

Восстанавливали усадьбу на деньги Евросоюза. Каждый год по чуть-чуть: дворец, конюшни, парк, пруды... Историческая точность при реставрации усадьбы играла важнейшую роль. Вот только несколько фактов. Персидский сорт сирени, которая росла в парке Тышкевичей, но позже вовсе  исчезла с территории Литвы, привезли из Англии. А скульптуры, некогда находившиеся у дворца, восстановили по оригиналам, которые находятся в Лувре. И никакой фантазии и новостроек!

Реставрация продолжается до сих пор. Тут еще собираются сделать стоянку, ограждение, ротонду и многое другое. Часть денег выделяет Европейский союз, часть — государство, часть здесь зарабатывают сами. Например, россияне в течение двух недель будут снимать в усадьбе кино — обещают неплохо заплатить.

— Деньги очень важны, но не они делают усадьбу, а люди — реставраторы, архитекторы, музейщики, — констатирует Гинтарас Абаравичюс.

Музыкальная аура

Сегодня усадьба в Ужутракисе — одно из популярнейших у туристов мест в Литве. Интересна она не только своим внешним видом и необычной аурой, но и активной культурной жизнью.

— Восстанавливать усадьбу здорово, однако надо думать, чем она будет жить после реставрации. И думать об этом нужно заранее, — подчеркивает Гинтарас Абаравичюс.

Первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома Александр Версоцкий, родоначальник проекта и уроженец Залесья, разделяет мнение Гинтараса Абаравичюса.

— Турист должен не просто приехать в усадьбу на обзорную экскурсию, — считает Александр Версоцкий.

— Ему надо предложить нечто особенное, чтобы он покидал ее с хорошим настроением и желанием рассказать об этом месте знакомым: “Там так здорово! Обязательно съездите туда, посмотрите это место...”
Что же такого уникального может быть в Залесье? Кандидат искусствоведения Светлана Немогай предлагает сделать акцент на музыке.

— Михаил Клеофас — уникальная фигура в европейской музыкальной истории. Это, наверное, единственный музыкант-любитель, произведения которого еще при жизни композитора получили известность, — аргументирует свое предложение Светлана Николаевна. — Уникальны и музыкальные контакты Огинского. Он был знаком с самим Николо Паганини, дружил с Марией Шимановской. Все его контакты были хорошо задокументированы, в том числе и самим Огинским в его “Письмах о музыке”. Богатый материал для восстановления музыкальной ауры в Залесье дают москов-ский архив Михаила Клеофаса и другие документы.

Шансоны Огинского

По мнению Светланы Немогай, в усадьбе можно будет проводить  фортепианные концерты, основную часть которых должны составлять произведения самого Михаила Клеофаса Огинского. Сейчас известно сорок таких произведений.

— Здесь могут играть камерные ансамбли в сопровождении фортепиано и без него, — полагает Светлана Николаевна. — Основой таких ансамблей должны стать виолончель и скрипка. Известно, что как исполнитель Огинский больше реализовал себя именно в игре на скрипке. Уместны и камерно-вокальные концерты. В московском архиве найден сборник ранних вокальных произведений Михаила Клеофаса. Тут и канцонетта, и вилланелла, и шансон — произведение на французском языке. Неплохо было бы, чтобы в штате музея был музыкант, как, например, Ксения Погорелая в Полоцком историко-культурном музее-заповеднике, где по просьбе туристов она дает получасовые органные концерты.

Экзотика в усадьбе

Идею о музыкальной “составляющей” усадьбы Михаила Клеофаса Огинского поддерживает автор и научный руководитель проекта реставрации Людмила Иванова:

—  С самого первого дня проектирования усадьбы мы думали о музыке и о том, как сделать так, чтобы тут можно было проводить концерты, фестивали и так далее. Без музыки жизни здесь не было бы.

Именно поэтому Людмила Иванова разработала проект концертно-театрального зала, хотя прежде его в усадьбе не было. Зато все другие помещения воссоздаются точно по архивным документам и инвентарям. В большинстве комнат собираются разместить тематические экспозиции. В них будет много портретов, пейзажей и музыкальных инструментов. Возможно, появится отдельная выставка музыкальных инструментов, ведь Михаил Клеофас Огинский был их большим любителем.

— Очень хочется, чтобы ожили оранжереи, — говорит Людмила Иванова. — Старая оранжерея для разведения растений уже не годится. А вот в новой, которая возводится рядом, можно будет выращивать даже экзотические растения.

— Надеемся, растениями поделится Сморгонский политехнический лицей, на базе которого создан зимний сад. В оранжереях лицея находится около 270 видов редких растений, всего более тысячи экземпляров, — рассказывает заместитель председателя Сморгонского райисполкома Геннадий Бычко. — Плодоносят финики, инжир, кофейное дерево, фейхоа, лимоны, мандарины, бананы и, конечно, ананасы, которые выращивали в усадьбе Огинского.

Учитывая энтузиазм местных властей и заинтересованность историков, музейщиков, искусствоведов, жителей Залесья и всего Сморгонского района, не возникает ни капли сомнения: вскоре жизнь в усадьбе Огинского забурлит и ее по праву, как в прежние времена, снова будут называть Усадьбой муз, или Северными Афинами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter