В браславской деревне Козяны специально для программы «Жывая культура» приготовили колдуны и клецки

Камера смотрит... в печь

Ведущая телеканала «Беларусь 3» Екатерина ВОДОНОСОВА в объективе камер стала к плите, чтобы приготовить блюдо по рецепту из Списка нематериального культурного наследия Беларуси. Вместе с сельчанками из деревни Козяны съемочная группа передачи «Жывая культура» раскрывала не только тайны местных кулинаров, но и происхождения названия населенного пункта.

Героями выпуска стали и местные жители.

Программа, посвященная объектам из Списка нематериального культурного наследия Беларуси, в этот раз отправилась на Браславщину. С утра по плану съемки в живописнейшем райцентре. Несмотря на холод, вместе с группой отправляемся к озеру, у берега привязаны рыбацкие лодки. Операторы Александр Ясюлевич и Ярослав Терешко предлагают ведущей Екатерине Водоносовой присесть в одну из них. А пока ищут ракурсы, исполнительный продюсер программы Надежда Габец рассказывает: «С октября прошлого года до конца зимы искали ведущую. Хотелось видеть в этой роли человека не только обаятельного и привлекательного, но и свободно владеющего белорусским языком. Катя всех очаровала и соответствовала требованиям, поэтому выбор остановили на ней. Уже почти четыре месяца каждую субботу она рассказывает о культуре нашей страны — за это время посетили более 30 агрогородков и деревень».

В Козяны приезжаем к обеду. Нас уже ждет заведующая местным СДК Мария Блажевич. Пока операторы ищут ракурсы, а звукорежиссер Илья Хмельницкий надевает ведущей микрофон, Мария Самуиловна поведала о деревне: «Поговаривают, что в древние времена здесь сельчане держали немало коз, отсюда и название. Из достопримечательностей церковь Святых Петра и Павла, набережная, старое здание пограничного пункта пропуска около реки… А вековые дубы, их не обхватить руками! В честь этих деревьев даже проводят праздник «33 богатыря».

Козянские хозяйки целый день готовились к съемкам.


На берегу реки находим высокие камыши и мостки, с которых летом прыгают в водоем. При помощи оператора Екатерина оказывается на них. Здесь же решают записать и запевку, посвященную теме программы — клецкам «с душами». Блюдо традиционное для северной Беларуси. Пока настраивают камеры, интересуюсь, откуда берутся идеи для работы в кадре, ведь — шутка ли! — буквально за несколько минут нужно сочинить достаточно длинную речь. «У ведущей рождается тема, а я уже придумываю, что можно сказать», — поясняет исполнительный продюсер программы Надежда Габец.

К реке ведет вымощенная камнем дорога, которая тоже не уходит от внимания операторов. Чтобы получить красивые кадры, Александр Ясюлевич ложится прямо на нее и снимает проход ведущей.

В программе покажут не только вкусное блюдо, но и природу Браславщины.

Мария Самуиловна пока делится секретами браславского кулинарного шедевра, за которым сюда приехала съемочная группа: «Есть картофельные клецки, а есть мучные. Когда готовлю их, натираю картофель на терке, а затем добавляю туда муку. Из десяти больших картофелин получается десять больших клецек — одна порция. В этом году бульба уродила. Так что будем есть клецки целый год».

Едем вместе с Марией Блажевич по деревенским улицам, обращаем внимание на ухоженные домики, как с картинки. Останавливаемся, чтобы запечатлеть красоту — ведь «Жывой культуре» интересен не только рецепт. В объектив попадают и местные жители, и лошадь, которая пасется недалеко от дороги. Мария Самуиловна ведет нас к аккуратному светло-зеленому домику. На пороге встречает сельчанка Ольга Егоровна Каят — ей 85, но она отлично справляется с домашней работой: сама колет дрова, обрабатывает огород, изготавливает виноградное вино. Режиссер программы Владимир Биндюков решает: «Начнем снимать от порога дома, а затем Ольга Егоровна вместе с Екатериной пройдут в комнату, возьмут альбомы и сядут на диван рассматривать фотографии».



Прячась от любопытного взгляда камеры, отмечаю, что дом сельчанки похож на дворец: несколько больших комнат, высокие потолки. Правда, живет Ольга Егоровна только в одной половине — топить вторую слишком накладно. Но ради съемочной группы открывает дверь в просторную гостиную и рассказывает о своей жизни: «Родилась здесь, нигде больше не жила. Мне было десять лет, когда немцы согнали жителей деревни в Видзы, что в 20 километрах отсюда. Благодаря моему папе вся семья успела спастись и уйти в Литву. После окончания войны вернулись сюда, но нашли на месте дома только пепелище, пришлось все отстраивать заново... Потом трудилась на местном СПК, вышла замуж… Все мое богатство сегодня — трое детей, внуки, шестеро правнуков…»

Кульминация съемочного дня — в доме, где к съемкам передачи уже подготовились участницы любительского объединения «Хозяюшка», которое работает в Козянах 9 лет. Нас встречают игрой на баяне, что тоже не уходит от внимания операторов. А затем начинаются жаркие в буквальном смысле съемки на кухне. На плите кипит вода, а в печи варятся рыбные клецки, ведь одна из участниц «Хозяюшки» — заядлый рыболов. Всем не терпится отведать угощение.

— Будем готовить мучные клецки, блюдо под названием «козянские колдуны» и клецки «с душами», — поясняет руководитель объединения Татьяна Савицкая. — Для колдунов нужно отжать картофельное тесто через марлю, получить крахмал. Кстати, название «колдуны» пошло от национального блюда татар, которые когда-то жили в Беларуси. А подают их со сметаной и шкварками с луком.



Наконец в миске появляется белый крахмальный осадок, который хозяйка использует в тесте, туда же добавляет и яйцо. Екатерина следит за процессом и помогает готовить.

— Картофель не любит металла, поэтому перемешиваю тесто только деревянной ложкой. Подсыпаю муку, чтобы не липло к рукам. Ну а затем скатываем колдуны — ножей и других инструментов не нужно, — открывает секреты Татьяна Савицкая.

Ее подруги готовят стол к следующему блюду — клецкам «с душами».

Екатерина пробует сделать такое же — получается! Дальше клецки отправляются на плиту — сковорода, засыпанная салом, уже готова. А на столе появляется еще одно блюдо — равгеня. Софья Васильевна Мацук делится рецептом: «Наливаем в глиняную посуду воду, затем насыпаем муку (на глаз), размешиваем, чтобы не было комков, и ставим в горячую печь на 12 часов. Потом выливаем в другую посуду, добавляем кипяченой воды и на два дня оставляем кваситься. Для равгени хорошо использовать «живое» зерно, которое само высохло на солнце — тогда она будет сладкой. Есть ее можно с картофелем и овощами».

Стол уже ломится от яств, но приготовленного угощения еще нужно дождаться. Сначала блюда на камеру пробуют Екатерина и хозяйки — остальным остается только следить из угла и облизываться. Надежда Габец шутит: «Катя, ты не представляешь, сколько завистливых глаз смотрят тебе в спину». Но по команде «стоп, снято!» камеры выключаются, можно и нам за стол. Клецки разлетаются вмиг.

В планах у съемочной группы — запечатлеть приготовление похожего блюда еще и в Миорах. Несмотря на соседство двух районов, рецепты совершенно разные, ведь можно сделать постные клецки, без мяса, добавить к картофелю муку или яйца. Где-то они и вовсе считаются поминальным и религиозным блюдом, а где-то их едят почти каждый день.

Записать более точный рецепт клецек можно будет в выпуске программы «Жывая культура», который выйдет уже в ноябре.

Клецки «с душами» по-браславски

Рецепт сельчанка узнала от своей мамы, а затем поделилась им с соседками: «Блюда, похожие на клецки «с душами», есть у каждого народа: у кого-то это называется голубцами, у кого-то долмой. У нас они делаются из муки и с кусочками присоленного сала, которое перед этим стояло под солью месяц. К салу добавляем укроп и зеленый лук, заворачиваем в тесто, а затем скатываем — готово».

svetlova_2097@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter