У беспилотной авиации в АПК меньше перспектив, чем в лесном хозяйстве

Камера с винтами или самолет с камерой

От того, как законодатель классифицирует беспилотники, зависят в том числе и сроки внедрения точного земледелия в нашем АПК 

В НОРМА Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» заложены серьезные предпосылки для технологического прорыва во всех отраслях. В том числе и в АПК, куда уже приходят высокие технологии. Снимки из космоса, например,  дают разрешение на местности до двух метров, беспилотники – до двух сантиметров. Белорусские аналоги таких аппаратов уже разработаны. Каковы перспективы применения дронов в АПК и о чем говорят пробелы в законодательстве о беспилотной авиации? 


Ответы на эти вопросы в ходе «круглого стола» в редакции «Сельской газеты» искали начальник отдела фиксированной службы и международной защиты радиочастот госинспекции по электросвязи Минсвязи Алексей ИВАШКИН, координатор проекта НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов НАН Сергей КОСТЮКЕВИЧ, начальник летного сектора Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов  ДОСААФ Андрей ЗАМИРОВСКИЙ и оператор-инструктор БЛА (беспилотных летательных аппаратов) ДОСААФ Евгений  БОНДАРЕНКО.    

Сергей КОСТЮКЕВИЧ
С. Костюкевич: — Точное земледелие — это оптимальное управление ростом и развитием растений для максимальной прибыли при экономии хозяйственных и природных ресурсов. Компоненты — системы автоуправления с авторазворотом по GPS- сигналу, внесение удобрений и средств защиты растений, картирование урожая. Программно-технические комплексы поддержки принятия решений по этим компонентам включают базу данных картографической информации по каждому полю (ГИС-системы), набор специализированных модулей. Например, модуль по планированию работ машинно-тракторного парка с учетом оптимизации по параметрам производительности и расходу топлива. 

В систему точного земледелия также входят данные тематического картирования полей. Например, концентрация азотных удобрений в посевах озимой пшеницы. Аграрии получают эти данные со специализированных беспилотных авиационных комплексов — мультикоптеров. Все это уже практикуется в наших сельхозпредприятиях, но о массовом применении точного земледелия мы говорить еще не можем. Это, кстати, привело к тому, что некоторые компании покинули наш рынок и работают с прибалтийским. 

СГ: — Насколько востребованы специалисты беспилотных летающих аппаратов?

Евгений БОНДАРЕНКО
Е. Бондаренко: — В действующих авиационных правилах есть такие понятия, как пилот, техник, штурман. В проекте новых уже появился оператор БЛА. Он должен получить сертификат Департамента по авиации Минтранса. Для этого необходимо пройти спецкурс ДОСААФ. Он состоит из теории и практики. Общая продолжительность обучения не больше месяца. Главное требование для кандидатов — уровень образования не ниже среднего. За два года спецкурс прошли около 50 специалистов.

А. Замировский: — В обучении операторов заинтересованы предприятия разных секторов экономики —  от сельхозпредприятий до концернов нефтеперерабатывающей отрасли. Подготовка таких специалистов началась с октября позапрошлого года. В первом выпуске — инженеры и агрономы Белорусской МИС. Они занимаются мониторингом сельхозугодий в рамках программы точного земледелия. Еще один выпускник курсов — инженер военно-промышленного комплекса страны. Немало готовим специалистов для лесной отрасли. 

Андрей ЗАМИРОВСКИЙ
С. Костюкевич: — Важная часть точного земледелия — человеческий фактор. Подготовка высококвалифицированных инженеров в этой области для Беларуси и государств ЕАЭС и СНГ должна стать одним из приоритетов в АПК. В БГАТУ под руководством кандидата технических наук, доцента Евгения Галушко начинается разработка учебного курса по технологии точного земледелия. Студенты в дальнейшем смогут трудоустраиваться в ведущих наших сельхозпредприятиях.

В дронах заинтересовано и лесное хозяйство. С 1989-го по 2015 год средняя температура в стране повысилась на 1,1 градус. Этот привело к снижению уровня грунтовых вод, что особенно заметно в последние годы. Ослабилась биологическая устойчивость сосняков, в  них ежегодно распространяется вершинный и шестизубчатый короед. Самые большие площади — в Гомельской и Брестской, на юге Могилевской и Минской областей.

Институт экспериментальной ботаники им. В. Купревича, Институт леса и РУП «Научно-практический центр многофункциональных беспилотных комплексов» НАН Беларуси приступают к разработке технологии ранней диагностики очагов усыхания сосновых и еловых лесов с использованием дронов. В мире нет такой технологии, мы надеемся ее разработать и экспортировать наши услуги в страны ЕС, ЕАЭС и СНГ. Беспилотники в режиме реального времени передадут ситуацию об очагах поражения. Причем сделают это за два-три часа.  Для Минлесхоза дроны – панацея. А вот для АПК — пока нет. 

С.Г: —  То есть в АПК система беспилотников появится не скоро?

С. Костюкевич: — Постепенно мы  придем к их использованию как к одному из компонентов технологии точного земледелия. Но, повторюсь,  движемся медленно, нужна  государственная программа поддержки элементов точного земледелия. Заказчиками ее, на мой взгляд, должны выступить Минсельхозпрод и НАН Беларуси. А обязательство по финансированию  нужно возложить на один из банков. Как это сделали с Госпрограммой по лесопереработке, отдав ее под крыло Банка развития.  Он создал специальную структуру, которая курирует ее выполнение. В отрасль стали вкладывать инвестиции, и результат налицо: 50 процентов продукции экспортируется, в планах доведение экспорта до 70 процентов. 

В АПК рынок беспилотников завоевывают частные компании. Совместное белорусско-китайское ЗАО «Авиационные технологии и комплексы», расположенное в индустриальном парке «Великий камень», до конца года планирует выпустить 200 летательных аппаратов. Запуск их  как элемента системы контроля  расходования средств, хода уборки, перевозки урожая в хозяйствах намечен на осень. Но у нас есть отечественный производитель — Научно-практический центр многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси. Его мы должны поддерживать в первую очередь. 

СГ: — Пока, увы, иностранный производитель далеко впереди. Недавно в Германии создали беспилотник с баком 50 литров, он способен переносить груз до 30 килограммов,  разбрасывает удобрения и семена. Ширина захвата 50 метров. А когда появится отечественный летательный аппарат, который сможет не просто передавать снимки с поля, но и самостоятельно  выполнять технологические операции, например, вносить минеральные удобрения?

С. Костюкевич: — В ОАЭ на всемирной выставке авиационных, морских и наземных беспилотных систем UMEX-2018, где участвовало 120 предприятий и компаний из 34 стран, Научно-практический центр многофункциональных беспилотных комплексов НАН вошел в тройку ведущих мировых производителей. Мы демонстрировали модели серийно выпускаемых беспилотных летательных аппаратов «Бусел М40», «Бусел М50», «Буревестник», «Буревестник МБ», БЛА на базе дирижабля. Перспективная разработка – БЛА «Ястреб» с увеличенной грузоподъемностью до 120 килограммов. Но это в большей степени военная авиация. Их дальность полета до 70 и более километров – в 17 раз больше, чем у самого популярного импортного дрона. Аппараты можно адаптировать для АПК. В рамках госпрограмм возможна разработка новых специализированных беспилотников. 

А. Замировский: — Нельзя сказать, что рынок дронов переживает взрывной рост. Но спрос на небольшие модели весом до трех килограммов остается. Приобрести можно без ограничений. Есть коммерческие структуры, которые полностью специализируются на их реализации. Интернет кишит многочисленными предложениями.  Летательные аппараты стоят от нескольких сот до тысяч рублей.

Алексей ИВАШКИН
А. Ивашкин:  – Появилось немало Кулибиных. Они сами делают беспилотники.  

СГ: — Не обострится ли проблема легального использования квадрокоптеров? Ведь есть нюансы в законодательстве. 

А. Ивашкин: — В сентябре прошлого года состоялось заседание Госкомиссии по радиочастотам, на котором выделены полосы радиочастот 2400–2483,5 МГц для эксплуатации авиамоделей и беспилотных авиационных комплексов мощностью до 100 мВт. Обязательное условие для физлиц – пользователь квадрокоптера должен состоять в Белорусской федерации беспилотной авиации, для юрлиц – включиться в перечень госорганов и организаций, которым выделен этот спектр. Сделать это можно, подав заявление в Госкомиссию по радиочастотам.

Также нужно изучить карту запретных зон. В нее входят 80 территорий. Самая большая – приграничная с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной, площадь – более 8,5 тысячи квадратных километров. Авиамоделям запрещено перемещаться над аэропортами, аэродромами, военными частями, некоторыми объектами в крупных городах.

А. Замировский: — Раньше сертифицировать нужно было все беспилотные комплексы. Сейчас – с массой более семи килограммов. Но есть и другие пробелы в законодательстве. Если с радиочастотами полетов ситуация более-менее улажена, то с разрешением на взлет не до конца. В Беларуси три вида авиации: государственная, гражданская и экспериментальная. Готовится новая редакция правил регистрации, организации и выполнения полетов гражданскими беспилотниками. Проект разрабатывался еще в 2015–2016 годах, я участвовал в консультациях.  

Если он ляжет в основу, собственник квадрокоптера просто не сможет выполнить требования законодательства. К каждому дрону надо будет приставить сертифицированного пилота и техника, сам аппарат возить на проверку в лабораторию. В итоге беспилотник обойдется в две тысячи условных единиц и еще примерно столько же нужно будет отдать специалистам за обслуживание. 

Это создаст сложности для легального развития этого вида воздушного транспорта и вынудит многих владельцев нарушать закон. А собственников дронов тысячи, и число их будет расти. Мировой рынок беспилотной авиации увеличился в четыре раза. Все-таки квадрокоптеры – это скорее камера с винтами, чем самолет с камерой.

С. Костюкевич: — Беспилотники – лишь составная часть  точного земледелия. Пока будет совершенствоваться закон, технология развития пойдет по пути подготовки специалистов, оборудования для новых моделей  тракторов и комбайнов отечественного производства. Думаю, еще какое-то время обойдемся без мультикоптеров. 

Ученые НАН Беларуси продолжат разработку новых методов по оценке состояния сельхозрастительности по результатам измерения мультиспектральных камер и тепловизоров, устанавливаемых на беспилотных комплексах. Активно будем использовать космические снимки высокого пространственного разрешения отечественных космических аппаратов серии БелКА. В этом направлении, поверьте, перспективы впечатляющие.

А. Замировский: — Когда работал в частной компании, мы делали беспилотниками мультиспектральные снимки полей, на основе их создавали вегетационные индексы.  Технология точного земледелия только развивалась. Обращались в БНТУ, Гродненский государственный аграрный университет. Как применить вегетационные индексы в точном земледелии, нам тогда никто не смог объяснить.  Сейчас понятно, что они должны сопровождаться наземной обработкой, отбором проб, физиологических параметров растительности, определением маркеров. И лишь тогда начнется пересчет самих культур, растительности, их характеристик. Большой объем работы.   

kovalev@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter