Камера, мотор!

«Беларусьфильм» обещает прорыв
«Беларусьфильм» обещает прорыв

Все, как известно, познается в сравнении. «Беларусьфильм» на фоне соседей выглядит вполне достойно. Оглядимся вокруг: в 2000 году полностью прекратила свое существование киностудия «Таллинфильм», в ее здании открыт трехзвездочный отель. Не существует как полноценного творческого организма Рижской киностудии. Свои фильмы здесь перестали снимать еще в 1994 году. Павильоны сдаются в аренду — для российских картин и телепроектов, часть территории оборудована под роликодром. Не снимает собственных фильмов Литовская киностудия. С 1992 года ее сдают в аренду для съемок западных фильмов. Туркменская киностудия в середине 90–х по распоряжению властей и вовсе была разрушена. Наиболее выигрышная позиция у российского кино, но не стоит забывать, что она сохранилась не только благодаря собственному потенциалу, но и лучшим кадрам бывших советских республик, регулярно поставлявших «Мосфильму» «свежую кровь».

Недавно «Беларусьфильм» поделился своими планами о том, что в 2007 году планирует выпустить на экраны не менее 7 премьер. Вполне возможно, что этот год может стать для киностудии переломным. И мы сможем конкурировать если не с голливудской, то хотя бы с российской продукцией, весьма разнообразной в последнее время. В российский прокат выходят не только дорогие боевики и блокбастеры типа «Волкодава» и «Параграфа 78», но и современные лирические комедии — «Питер FM», «Жара» или «Любовь–морковь». Устав от агрессии большого экрана, зритель смотрит такое кино с удовольствием. Неплохо оно зарабатывает и в прокате.

Для наших авторов — это приятный симптом: истории в спокойном повествовательном стиле без спецэффектов и драк всегда были сильной стороной психологического реализма белорусских кинематографистов. «Белые Росы», «Расписание на послезавтра», «Деревья на асфальте», «Культпоход в театр» часто демонстрируются не только по белорусскому телевидению, но и по различным спутниковым телеканалам. Жаль, что в прошлом году ни «Соблазн» Маргариты Касымовой, ни «Я помню» Сергея Сычева, ни «Нябачны край» Виктора Аслюка не получили должной рекламы. И если закрытый просмотр на киностудии был организован, то нормального проката — в хорошем кинотеатре и на вечернем сеансе — не было.

Сегодня многие считают: у белорусского кино есть шансы выйти из застоя. Другие говорят, для этого наш кинематограф должен стать настоящим кинобизнесом, озаботиться рентабельностью проектов, их окупаемостью. Но главное, пожалуй, что может обеспечить успех, — это профессионально сделанные сценарии, квалифицированный их отбор, строгое планирование производственного процесса, точный кастинг, ежедневный контроль расходования средств и хорошо продуманная реклама — начиная с этапа принятия решения о проекте и до его завершения. По крайней мере, соблюдение подобных критериев делает успешными многие западные кинопроекты.

Белорусской кинематографической школе сегодня есть на что опереться в работе. Во–первых, за смутные постперестроечные годы «Беларусьфильм» не растерял технических специалистов, без которых даже самый гениальный кинохудожник не сможет воплотить свой замысел в жизнь. Эти кадры бесценны, на их обучение и приобретение опыта уходят годы. Во–вторых, киностудия не стала второпях, подражая конкурентам, открещиваться от своего прошлого, в том числе и гордого «народного» звания «Партизанфильм», и продолжила работу в героико–военной проблематике. Намоленные стены киностудии, ее павильоны и натурные площадки впитали за эти десятилетия энергетику и дух лучших работ своих мастеров — Турова, Пташука, Рубинчика, Добролюбова, Никифорова. В–третьих, молодые кадры, и прежде всего курс Михаила Пташука, белорусские актеры проявили горячую заинтересованность в том, чтобы работать на своей киностудии, со своим материалом. И это просто не может не дать конкретного результата уже в ближайшие годы. Конечно, по–прежнему не все так просто. Несколько лет не может запустить проект «Связной» известный мастер Валерий Рыбарев. Былые регалии и признание коллег, к сожалению, еще не гарантия продюсерской помощи. К тому же такие режиссеры, как он, выбирающие «неудобный», лишенный изящества материал со смутным коммерческим потенциалом, легких путей и не ищут, отрицая какой бы то ни было художественно–коммерческий компромисс.

Сейчас на «Беларусьфильме» настоящий праздник: «запустились» сразу три молодых режиссера — Денис Скворцов, Андрей Голубев и Иван Павлов. Андрей Голубев снимает приключенческую ленту «Чаклун и Румба».

Молодой режиссер Иван Павлов собирается снимать комедию под названием «На спине у черного кота».

— На мой взгляд, после долгого перерыва у нас есть шанс получить настоящую современную комедию, — считает актриса, член художественного совета киностудии, Вера Полякова. — Ее герои — два пожилых человека, дед Леха и дед Саня. По сюжету ленты они выигрывают крупную сумму денег и едут из провинции в Минск, где их поджидает немало забавных моментов. Старики гуляют по городу, живут в пентхаусе, познают всю изнанку «сладкой жизни». И не догадываются, что это не стечение обстоятельств, а дело рук потусторонних сил — существ Ивана и Кэт. Они словно бы устраивают нашим героям нравственные испытания, чтобы те в конце концов добровольно отказались от денег и отдали их на операцию больной девочке. В пересказе все звучит немного наивно, но, поверьте, все написано с большим юмором, любовью к людям. Я давно не читала таких хороших, пронзительных сценариев.

— Я слышал, что вам даже пришлось побороться за него, так как многие ваши старшие коллеги восприняли его в штыки?

— Да, я сражалась, потому что всегда выступаю за молодых. И рада, что наконец режиссер Иван Павлов будет снимать самостоятельную работу. Мне кажется, он это заслужил. Я очень благодарна новому директору киностудии Владимиру Заметалину за то, что он поддержал проекты и позволил ребятам «запуститься».

Что ж, теперь, по крайней мере, у наших молодых кинематографистов нет прежнего контраргумента, которым они всегда защищались от всех нападок, — «нам не дают снимать». Главное, чтобы все их идеи, созревшие за период временного простоя и бесконечных рассуждений о завтрашнем дне белорусского кино, материализовались на экране творчески и с душой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter