Каменная летопись

В Столине раскопали 40 древних валунов с надписями

В Столине раскопали 40 древних валунов. Надписи на них расшифрованы, но происхождение не ясно до сих пор 

В самом центре города рабочие рыли траншею под водопровод. На глубине трех с лишним метров экскаватор зацепил и стал извлекать один за другим на поверхность огромные камни. То, что десятки валунов были геометрически правильно сложены в одном месте, сразу показалось странным. Когда же на одном из камней заметили изображение креста, на стройку вызвали историков. 

— Всего их отрыли 40. Почти на каждом высечено изображение креста необычной формы. Кроме того, при детальном рассмотрении мы заметили множество странных символов и надписей. Например, «Кирило», «Рыгор» (1780), «Раб Божы Хведар» (1762). Слова на многих валунах стерлись от времени. 

— Складывалось такое чувство, что это надмогильные плиты, однако кладбища в этих местах никогда не было, — рассказывает «Р» Светлана Веренич, директор Столинского краеведческого музея. – Находки перевезли к музею. Стали изучать летописи и старые карты города. Действительно, погоста там не было: с 1815 года здесь стояла православная церковь Святой Троицы, построенная на деньги местного помещика Каэтана Корженевского. В последующие годы она перешла к униатам, затем — к католикам и оставалась за последними вплоть до 1939 года. В 1957 году церковь взорвали — так памятник архитектуры 19-го века навсегда исчез. 

Сейчас краеведы уверены, что камни лежали под алтарной частью церкви. С одной стороны, это был своеобразный оберег. С другой — конструктивное усиление фундамента. Это стало ясно после того, как строители указали на огромный плывун и явное русло реки левее места находки. Когда-то здесь была низина: видимо, боясь подмыва, зодчие  решили усилить несущую конструкцию. Отсюда и валуны. 

— Но вот прочитать и расшифровать все символы и рисунки мы не смогли, — говорит Светлана Веренич. — Требовалась помощь очень узкого специалиста по эпиграфике.                              

— Ничего подобного до сих пор мне встречать не приходилось. Да, существует обряд за-кладки монеты в один из углов строящегося дома. По аналогии в фундамент возводимых храмов укладывали освященный камень. Но не припомню, чтобы сразу и столько, — удивляется Инна Калечиц, старший преподаватель факультета истории Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка. – Очевидно, что это надмогильные камни, на которых изображен голгофский крест – православный символ Воскресения. Скорее всего, их свезли сюда с окрестных кладбищ. Но вот зачем — большой вопрос. Может быть, для усиления фундамента. Может, в этом был какой-то иной религиозный смысл.  

На снимке: сейчас все 40 валунов выложены возле музея в форме гигантской окружности. В ближайшее время вокруг них выставят барьеры и поставят табличку «Памятник эпиграфики XVII—XVIII веков».  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter