Представители компании по развитию индустриального парка «Великий камень» — о новых объектах и сроках строительства второй очереди

Камень набирает вес

Мы продолжаем следить за развитием Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Сегодня многие отмечают масштабность и скорость, с которой развивается мегапроект. В изначальном плане строительства парка заложено создание гармоничной инфраструктуры, которая сочетала бы промышленные корпуса, жилые и рекреационные комплексы. При этом важный акцент здесь делается на экологической составляющей. В преддверии крупного Международного форума сотрудничества «Пояс и путь», который пройдет в парке в начале июля, корреспондент «Р» решил заглянуть в ближайшее будущее и с помощью экспертов узнать, что появится в парке по плану второй очереди. 


Один из вариантов концепции плана строительства второй очереди.

Первые итоги

Как и у нас в стране, в Китае строят среднесрочные планы на пять лет. Это удобно, плюс можно оценить реальное положение дел и внести коррективы в рамках глобального плана, которому, как правило, и подчиняются пятилетки. Однако синтез возможностей и идей в совместном китайско-белорусском проекте, как показывает практика, способен опережать сроки планирования без потерь на качестве исполнения идеи. 

Главный исполнительный директор СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Ху Чжэн напомнил, что первая инфраструктурная пятилетка парка разработана на 2016–2020 годы:

— По плану мы должны были завершить строительство первой очереди площадью в 8,5 кв. км к 2020 году. Но на данный момент мы уже полностью завершили строительство всех коммуникаций и инфраструктуры первой очереди. Опережаем план на целый год. Кроме того, существенно сэкономили выделенные средства. По первоначальному плану для строительства стартовой зоны первой очереди площадью 3,5 кв. км было рассчитано 220 млн долларов. В итоге мы использовали только 216 млн долларов на создание всей инфраструктуры первой очереди площадью в 8,5 кв. км.

Что же уже создано в парке? Из 8,5 кв. км площади застройки первой очереди уже оснащены для освоения 7,15 кв. км земли. Примерно 2 кв. км из них были предназначены для инфраструктуры, а остальные 5,15 кв. км — для полезного использования под объекты парка. В том числе в 2 кв. км включаются коммунальная инфраструктура, дороги, а в 5,15 кв. км входят промышленные и жилые, коммерческие участки земли. Для продажи и сдачи в аренду еще есть около 1,4 кв. км земли первой очереди.

Господин Ху Чжэн не скрывает уверенности в готовности проекта:

— В парке уже сейчас имеются все условия для инвесторов со всего мира. То есть можно привлекать проекты любого объема инвестиций и масштаба. Он строится очень быстрыми темпами. За эту пятилетку достигли значительного уровня и результатов. Мы уже почти построили высокостандартный индустриальный парк за 4 года. Тут ничего не было, только лес. Насколько я знаю, такого темпа освоения вы больше нигде не увидите. Даже в Китае сейчас не строят так быстро. Но благодаря поддержке глав наших государств и правительств, благодаря нашим строителям можно сказать, что «Великий камень» уже оказывает влияние на весь мир.

Главный исполнительный директор СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Ху Чжэн рассказывает о ходе строительства «Великого камня».

Экологичность в приоритете

Посетители парка, большинство из которых сегодня представители крупных транснациональных компаний, признают: «Великий камень» действительно уникальный проект и удивляет уже на первой стадии своего строительства. Что же делает его таковым? 

Господин Ху Чжэн рассуждает над этим вопросом так:

— В основе идеи лежит задача построить экологичный парк и многонациональный город. Причем акцент в вопросе создания всех необходимых условий для жизни и ведения бизнеса как раз делается на экологичности. При строительстве парка мы уделяем огромное внимание охране окружающей среды и сохранению местной экосистемы. Например, процессы строительства продуманы таким образом, чтобы оставить максимальное количество леса и не навредить окружающей среде. Также у нас есть фонд, рассчитанный на рекультивацию.

Говоря о промышленности внутри парка, главный исполнительный директор СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» обратил внимание, что в проект не допускаются компании, способные навредить окружающей среде:

— Когда резиденты подают заявку, мы оцениваем влияние их производства на окружающую среду. Не соответствующие стандартам отсеиваются. В случае если все соответствия подтверждаются и они строятся здесь, продолжаем наблюдать за их работой. Также мы вложили 28,8 млн долларов в строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков. Кроме того, инвестировали около 40 млн юаней в рекультивацию реки Уша.

Чего ждать от второй очереди?

Если говорить о развитии парка, многих потенциальных участников сегодня интересует как раз этот вопрос. Известно, что в данный момент Беларусь и Китай создали рабочую группу для разработки генерального плана застройки парка. После его утверждения разработают детальный план второй очереди. Однако уже сегодня, еще до завершения всех этих процедур, есть понимание того, чего ожидать от второй очереди застройки. Ху Чжэн раскрыл некоторые подробности:

— Мы планируем построить вторую электрическую станцию на 110 кВ. Также построим железнодорожный терминал на территории парка, железнодорожную ветку от аэропорта. Все планы разработаны в соответствии с потребностями резидентов. Мы очень внимательно относимся к разработке плана строительства инфраструктуры второй очереди.

При этом огромное внимание во время освоения второй очереди будет уделяться строительству города. Планируется возведение жилых домов, детского сада, магазинов, школы и инфраструктуры для отдыха. Спецификой второй очереди как раз и будет являться экологичный город. 

— Мы продолжим развивать и иную инфраструктуру. Транспортную в том числе: автодороги и железные дороги. План на стадии разработки. Но главная идея уже сейчас именно такая. Вторая очередь будет рассчитана на освоение в течение 2 пятилеток. 

Инфраструктурная гармония

Некоторые подробности второго этапа строительства «Великого камня» также раскрыл первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев:

— Вторая очередь строительства действительно смешанная. Одновременно предполагается создание зоны для разработок, рекреации и промпроизводства. К освоению планируется достаточно большая территория — более 3 тыс. га. Ее действительно собираются развивать в течение 10 лет. Происходить это будет поэтапно.


Так, на первом этапе застройки возведут промышленную зону вдоль аэропорта «Минск-2» — на этой территории будет располагаться железнодорожный терминал. Сейчас совместная компания заказывает проектирование данной промышленной части. Проект детального планирования будет создан уже в этом году параллельно с проектированием и началом строительства железнодорожного терминала и внешних подъездных железнодорожных путей к этому терминалу.

— Внешние пути будут строиться за счет бюджета Беларуси, соответствующее решение уже принято Главой государства. В этом году начинается проектирование и строительство. Параллельно немецкая сторона вместе с китайским партнером и другими европейскими компаниями создадут совместное предприятие. Соответствующее решение планируется подписать на региональном форуме «Пояс и путь» в июле. После начнется работа по данному участку. А мы в свою очередь как управляющая компания уже в этом году приступаем к проектированию первой фазы второй очереди — промышленной части с дорожным терминалом, чтобы туда подвести инженерные коммуникации. 

Что касается возможности гармоничного развития промышленности и жилых комплексов на территории парка, Кирилл Коротеев заметил, что это изначально предусмотрено генпланом: 

— Промышленная зона отделяется зеленым массивом, плавно переходит в зону смешанных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а дальше начинаются жилые массивы. Первую линию жилых домов мы делаем относительно высотной, чтобы отделить зону, где будет более низкоэтажная застройка с рекреационными площадками. Не будет такого смешения, как в Минске, где жилье находится рядом с промышленностью. Изначально при планировании парка заложено разделение промышленности, жилья, рекреационных зон. Собираемся внедрять китайско-сингапурский опыт, который апробирован в парке «Сучжоу».

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter