Камень на шее

Два года назад хойникскому фермеру Павлу Прищепу отдали в пользование четыре заброшенных совхозных сарая...

Два года назад хойникскому фермеру Павлу Прищепу отдали в пользование четыре заброшенных совхозных сарая («Безвозмездно. Но не даром», «СБ» за 8 октября 2009 года). Тогда это было почти сенсацией: впервые частнику удалось получить безвозмездно то, что все равно разваливалось. Многие радовались вместе с хозяйством «Наш пан». Люди более осторожные высказывали опасения: не заглохло бы хорошее дело... Сошлись на том, что время покажет.


Прибыли и убытки


Павел и Валентина Прищеп давно перебрались из Хойников в деревню Загальская Слобода — непосредственно к своим сараям. Подремонтировали один из брошенных домов, там и обосновались. В соответствии с бизнес–планом занимаются свиноводством и разведением крупного рогатого скота.


Сегодня в хозяйстве 105 свиней и 25 быков да коров. Это не то чтобы много, но пошла продажа, появилась выручка. Бизнес расширяется, планы у семейства Прищеп обширные — поголовье надо увеличивать, посеяли кукурузу, земли бы еще взять...


Были бы результаты еще весомее, да год назад случилась беда — отравились полсотни свиней. Хозяева подозревают, что кто–то помог — кормили всех одним и тем же, а погибли те, которые были ближе к выходу. Но доказать не могут и не пытаются: скотину, мол, не вернешь, надо дальше работать.


Цена безвозмездности


Сами Прищеп не имеют манеры жаловаться. «Только бы не мешали», — едва ли не единственная помощь, о которой мечтают фермеры. Нет, конечно, не отказались бы от дотаций, «дармовых» топлива и удобрений, которые достаются сельскохозяйственным предприятиям. Но серьезно претендовать не спешат.


Все же с моей помощью подводные камни отыскались. Например, нехватка рабочей силы. Помощники позарез нужны, да и условием передачи построек было создание 10 рабочих мест. В результате работы полно, а работника не найдешь. Если и появляется кто из окрестных деревень (в самой–то Загальской Слободе жителей, считай, нет), так больше недели не задерживается — запивают...


Нынче нашли ответственного парня из Хойников Костю Павловского. Уже месяц работает, даже коня своего привел. Говорит мало, зато имеет очень полезную специальность сварщика. Подтвердил:


— Да нормальные тут условия. И зарплата, и питание...


А недавно пришел «подарок» от сельскохозяйственного предприятия, которому принадлежат эти сараи. Предложено срочно заплатить почти 16 миллионов рублей, которые Прищеп умудрились задолжать за аренду построек, полученных вроде бы бесплатно. Тут ситуация вообще интересная. Напомню, добиваться этих сараев фермеры начали еще в 2008–м. Пока готовились документы, на «пару недель» оформили аренду — корма–то хранить надо. «Пара недель» растянулась на год при расценках 600 долларов в месяц. Вот и накапало.


С одной стороны, понятно: крупное хозяйство, не отличающееся высокими показателями, пытается выжать деньги из чего угодно, хоть из заброшенных развалин. С другой — налицо парадокс: уж больно дорогие получаются «безвозмездно переданные» сараи...


Ни себе ни людям


— Заброшенных строений хватает, — объясняет мне Николай Прищеп, сын Павла и Валентины, пока едем в его «бусике». — Слева сараи видите? Пустуют уже много лет. Есть фермер, который хотел бы их использовать, но не получается. В аренду — бери за бешеные деньги, а нет — так пусть лучше сгниет. В общем, проще новое построить...


Проблема в том, что показанные мне конкретные сараи (равно как и сотни других) не подпадают под действие документа о безвозмездной передаче. В нем идет речь о неиспользуемом имуществе республиканских и унитарных юридических лиц. Остальные «забросы» болтаются в вакууме и на совести так называемых менеджеров предприятий–владельцев. И ладно бы действительно никому не нужны были, но фермеры в один голос заявляют:


— Нужны! Отдайте или предоставьте возможность выкупить по адекватной цене!


Фермер из Гомельского района Александр Козлов не первый год мечтает использовать заброшенный погреб бывшего племзавода в деревне Головинцы. На любых приемлемых условиях. Только пока не выяснил, кому эта недвижимость теперь принадлежит.


Так помогите, объясните!..


Формально–то придраться сложно: владелец в лице различных ОАО, потребительских обществ и СПК вправе распоряжаться своими развалинами как хочет. Например, десятилетиями платить за них налоги, обеспечивать охрану (что вообще–то случается редко), тратиться на снос, вешая неэффективные затраты на продукцию.


Вот только пользы от такого хозяйствования нет — ни себе, как говорится, ни людям...


Комментарий


Екатерина Зенкевич, директор фонда «Гомельоблимущество»:


— Фактически процесс пошел с 2009 года, когда была упрощена процедура передачи собственности. С тех пор у нас уже 13 субъектов хозяйствования получили в безвозмездное пользование 43 объекта. Как раз сейчас готовятся документы еще по двум комплексам построек — в Лоевском и Житковичском районах. Более того, недавно состоялась первая передача таких строений в собственность предпринимателя, который успешно выполнил условия соглашения. Очевидно, это не последний случай.


В то же время успешность этой работы во многом зависит от инициативности местных властей. Ведь это в конечном счете выгодно всем сторонам.


Прямая речь


Михаил Байда, председатель Ассоциации фермеров Гомельской области:


— Пустующих построек в сельской местности предостаточно и, главное, многие фермеры хотели бы их использовать. Это было бы выгодно для всех, но далеко не всегда получается. На моей памяти многие пытались добиться передачи, но так и махнули рукой — уж больно долгая и сложная процедура. Еще больше тех, кто и не пытался, полагая, что проще новое здание построить...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter