Производство калийных удобрений «Беларуськалием» по итогам прошлого года составило 10,3 млн. тонн

Калий нужен всем

Калий для Беларуси товар стратегический. От того, насколько успешно он продается на экспорт, зависит работа всей экономики. Полтора года назад мировой рынок этого сырья сотрясали скандалы, а крупные игроки строили друг другу козни не менее драматичные, чем в шекспировских пьесах. Теперь ситуация успокаивается, и хотя к прежнему уровню цен в  400 долларов за тонну вернуться не удалось, все указывает на то, что откат на прежние позиции рано или поздно должен случиться. Тем более что те компании, которые заварили эту кашу, сегодня сами считают минусы.


Производство калийных удобрений «Беларуськалием» по итогам прошлого года составило 10,3 млн. тонн. Это абсолютный рекорд — никогда еще за всю историю предприятия из недр земли не добывали такие объемы. Если сравнивать их с итогами провального 2013-го, цифра получится почти на 50% выше. Если бы такие объемы были произведены и реализованы, скажем, 2—3 года назад, впору было бы говорить о наступлении «золотого века» отрасли. Но заметно упавшие цены приводят к обидному явлению: работают шахтеры больше, а на выходе получается не так много. Хотя и тут есть чем гордиться. Поставки белорусских калийных удобрений в январе—ноябре 2014 года составили в денежном выражении 2,5 млрд. долларов. В физическом выражении экспорт хлоркалия увеличился в 1,7 раза. 

Формула «объемы превыше цены», которую продвигал «Уралкалий», развязывая войну на рынке, теперь уже не столь интересна самому зачинщику конфликта. Прошлый год с точки зрения объемов добычи для предприятия тоже был рекордным, но теперь в компании все чаще говорят о минусах. По финансовому состоянию «Уралкалия» обещает серьезно ударить авария на руднике «Соликамск-2». В ноябре прошлого года в шахте этого рудоуправления были обнаружены повышенные уровни притока рассолов и сероводорода, а чуть восточнее этой площадки и вовсе в земле образовалась воронка. Специалисты предполагают, что это последствия землетрясения, которое случилось в этих местах несколько десятилетий назад. Для обеспечения безопасности работу рудника, мощность которого по выпуску хлористого калия составляет почти 18% от общей производственной мощности «Уралкалия», временно приостановили. Говорят, что окончательное решение будет принято весной. Но если ничего не изменится, цена провала окажется велика. По оценкам, производство в 2015 году снизится до 10,2 млн. тонн. Это при том, что ранее компания планировала произвести не менее 12 млн. тонн. 

Если отбросить определенные условности, получается, что это предприятие по объемам производства сравняется с нашим «Беларуськалием» и в каком-то смысле слова это будут равнозначные игроки мирового калийного рынка. С нашим производителем россиянам придется, как минимум, считаться, хотя полтора года назад перевес сил явно был не на стороне белорусского производителя. В российских СМИ сегодня все чаще говорят о том, что БКК «принялась мстить» за прошлые разлады и начинает демпинговать на рынке. Хотя, положа руку на сердце, можно сказать, что фактически сейчас наши трейдеры придерживаются той самой стратегии, которую в свое время навязали нам россияне. Только вот теперь им это не нравится.

Например, россиян обижает то, что «Беларуськалий» мешает «Уралкалию» заключить контракт с Китаем. «Он не дает поднять цену по новому китайскому контракту на 10%, до  335 долларов за тонну», — говорится в недавнем обзоре Raiffeisenbank. Наш производитель, по данным исследователей, продолжает поставлять удобрения по старой цене —  305 долларов, в то время как традиционно в преддверии заключения нового годового контракта производители прекращали поставки, чтобы укрепить переговорные позиции. 

Весь сыр-бор разгорелся из-за того, что цена китайского контракта — ориентир для рынков. Рынок Поднебесной действительно для производителей стратегический. Ежегодно он потребляет около 11—12 млн. тонн, и это при том, что Китай примерно такой же объем сырья добывает сам. И от того, какая цена будет установлена по итогам сделок, зависит поведение цен и на других направлениях. Теперь, по данным банка, несмотря на то что раньше китайские покупатели соглашались на премию к прошлогодней цене в 5% (до 320 долларов за тонну), существует риск пролонгации контракта по прежней цене. Хотя, скорее всего, их беспокоит то, что «Беларуськалий» предложит свою цену пониже, чем могут позволить себе россияне, и первым заключит контракт. 

Говорят, в этом году мировой спрос на калий может составить около 55—60 млн. тонн. При условии, что «Беларуськалий» сохранит производство на уровне 10—10,5 млн. тонн, его доля на рынке вырастет с 16 до 17,5%.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter