Каноистки Надежда Макарченко и Елена Ноздрева: «На II Европейских играх хочется взять медаль»

Какой характер у каноэ?

О каноистках Надежде Макарченко и Елене Ноздревой всерьез заговорили три года назад. Тогда на чемпионате мира среди юниоров и молодежи до 23 лет в Заславле девчонки на двоих завоевали четыре золотые медали. А до этого выиграли чемпионат Европы среди юниорок и взрослых. В 2016 году они сидели в одном каноэ и вместе гребли к пьедесталам. Сегодня Надя Макарченко выступает с Ольгой Климовой, Елена Ноздрева — в одиночке.

Накануне на чемпионате Беларуси в Заславле, который стал тестовым к II Европейским играм, эти каноистки не оставили шансов соперницам: Елена Ноздрева победила в одиночке на дистанциях 200 и 500 метров, Надежда Макарченко с Ольгой Климовой были лучшими в двойке на 200 и 500 метрах. А начали разговор мы, конечно, с II Европейских игр, не думать о старте которых, приехав в выходные в Заславль, не получалось, пожалуй, ни у кого. 


Надежда Макарченко: — Это очень ответственные соревнования. Для меня они, пожалуй, по уровню даже выше, чем чемпионат мира — это все же почти Олимпиада, только среди стран Европы.

Елена Ноздрева: — Европейские игры — хороший тест для нас перед чемпионатом мира. Этот турнир пройдет дома, так что здесь хочется выступить очень хорошо. Если бы у нас еще и олимпийские лицензии разыгрывались, то было бы вообще супер!

— То, что II Европейские игры будут проходить в нашей стране, добавляет ответственности?

Е. Н.: — Считается, что дома и стены помогают. В нашем случае это подтвердилось еще в 2016 году, когда в Заславле выиграли не одно золото. Понимаем, что и сейчас за нас будут болеть родные и друзья. Помню, когда мама приезжала на наши соревнования, я ей говорила: «Затеряйся среди зрителей, после заезда увидимся». Мама маскировалась как могла! Но все равно, ощущение того, что на тебя смотрят родные глаза, добавляет и уверенности в своих силах, и ответственности.

Н. М.: — Поэтому мне, наверное, все же проще выступать за пределами Беларуси — не так чувствуется ответственность.

— Сильно волнуетесь?

Е. Н.: — Для меня самый волнительный момент — когда стоишь в стартовой системе. Она открывается с таким звуком… Каждый раз пугаюсь! И вот когда ждешь этого момента, мандраж такой, что аж лодка трясется. Но потом делаешь первый гребок — и все проходит.

Н. М.: — Я начинаю волноваться еще на подъезде к этой «ловушке». А уже когда становлюсь в нее, мандраж уходит.

— На все вопросы вы отвечаете совершенно по-разному. Как удавалось найти взаимопонимание, когда сидели в одной лодке?

Н. М.: — Мы все с характером. Но когда выходишь на гонку, все эти мелочи пропадают — у нас одна цель, и мы становимся единым целым. Когда сидели с Леной в двойке, бывало такое, что ссорились на тренировках и сборах, а во время гонок объединялись. Бывает, что-то не получается, начинаешь злиться на партнера, но это рабочие моменты. Сейчас выступаю с Олей Климовой. С ней мы, наверное, даже больше похожи по характеру, так что проблем нет. 

— Насколько сейчас высокая конкуренция в команде?

Е. Н.: — Часто на внутренних стартах нам выступать даже сложнее, чем на международных, — настолько высокая конкуренция. Шесть девочек в основной команде плюс переменные составы. У нас подрастает очень хорошее поколение каноисток. Когда в финале на старт выходят девять девочек, каждая из них претендует на победу.

— Еще недавно у нас о женском каноэ почти не было слышно, ставка делалась на байдарку. Почему все изменилось?

Е. Н.: — Популярность каноэ растет. Считается, что в нашем виде выступает не так много спортсменов и шансы на победу выше, больше возможностей стать чемпионом. Но когда девочки приходят в каноэ, понимают, что это очень тяжелая работа.

— Грести в каноэ сложнее, чем в байдарке?

Е. Н.: — Думаю, да. Вот смотрите: у байдарки две лопасти, и спортсмены гребут с двух сторон. Мы же всегда гребем с одной стороны, и, если есть ветер, это очень ощутимо. Плюс в байдарке есть киль, и им рулят. Мы же все делаем веслом.

Н. М.: — Мы стоим на колене, почти в полный рост, то есть сопротивление ветру другое. К тому же в байдарке есть «фартук», спортсменов не заливает водой, а у нас, если пошла волна, мало что спасет.

— А тренировки у вас почти круглый год…

Е. Н.: — Только в сентябре отпуск. Но, когда холодно, выезжаем на сборы. 

— Где проходят самые веселые сборы?

Е. Н.: — Когда четыре недели подряд работаешь, сложно назвать это весельем.

Н. М.: — Всегда приятно выезжать на сборы туда, где есть куда выбраться, чтобы отвлечься. Если есть свободное время, ходим по магазинам, в кино, смотрим достопримечательности, гуляем по паркам. Но самые приятные сборы дома. Нравится на канале в Бресте — там и акватория хорошая, и есть куда сходить.

— Сильно ли изменилось отношение к белорусским гребцам пос-ле истории с обысками на сборе во Франции и отстранения мужской команды от Олимпиады?

Е. Н.: — Да, внимание к нам сейчас очень пристальное. Почти все спортсмены стоят в системе АДАМС. Некоторых тестируют в усиленном режиме. В любой момент могут даже в 5 утра прийти и попросить сдать пробу. И так хоть два дня подряд. Мы обязаны постоянно отчитываться, где находимся. А ведь бывает всякое: можно забыть внести данные, иногда система, в которую вносим информацию, работает со сбоями. Но в любом случае, если не сдашь пробу, получишь предупреждение.

Н. М.: — А три таких предупреждения — это дисквалификация.

— Сколько раз вас тестировали в этом году?

Е. Н.: — Меня пока один раз, в Турции.

Н. М.: — Меня два. Олю Климову вообще уже три раза проверили…

— Давайте вернемся к Европейским играм. Какой результат для себя назовете хорошим?

Н. М.: — То, что удалось отобраться на них, уже хорошо — это тоже своего рода достижение. А дальше хочется взять на Европейских играх медаль. Любой спортсмен об этом мечтает, но мы, конечно, хотим золото.

Е. Н.: — Понимаем, что все за ним сюда приедут. Состав будет серьезный. Венгрия, Россия… Они сейчас пропускают этапы Кубка мира — готовятся к II Европейским играм. В Венгрии гребля почти национальный вид спорта. Так что не удивлюсь, если их команда еще и со своими болельщиками приедет. Но мы сделаем все, что от нас зависит. 

КСТАТИ

Как формировалась нацио-нальная сборная и с какими шансами команда подходит к II Европейским играм — об этом в сегодняшнем номере газеты «СБ. Беларусь сегодня» главный тренер Владимир Шантарович. На страницах «Рэспублiкi» один из лидеров сборной Беларуси в гребле на каноэ Ольга Климова рассказывает о спортивном значении своих татуировок и о том, можно ли улучшить результат полировкой лодки.
Соревнования по гребле на байдарках и каноэ пройдут с 25 по 27 июня в Республиканском центре олимпийской подготовки по гребным видам спорта в Заславле 
past@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter