Общественное обсуждение пенсионной реформы

Какой год на календаре

Варианты поэтапного повышения пенсионного возраста, предложенные на недавнем совещании у Президента, продолжают вызывать дискуссию в обществе. Один из них, напомним, предполагает выход на пенсию женщин в 60 лет, мужчин в 65. Рассматриваются также сценарии 60/63 и 58/63. Моделей три, а мнений по поводу гораздо больше.

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО.


Наталья Красовская, заведующая центром социально–демографических исследований НИИ труда Министерства труда и социальной защиты:


— Количество пожилых людей в мире с каждым годом увеличивается. И наша страна не исключение. На начало 2015–го, например, в Беларуси проживало более 2,3 миллиона человек старше 60 лет. Это около 24 процентов всего населения. А по прогнозу Института экономики Министерства экономики, к 2020 году эта цифра может составить уже 26 — 27 процентов. При этом средняя продолжительность жизни уже 73,2 года (69,6 — на селе, 74,4 — в городе). С одной стороны, это хорошо — мы стали жить лучше и дольше. Увеличился уровень образованности людей, повысилось качество медицинского обслуживания, улучшилась структура питания. Растет и экономическое благосостояние. Но вместе с тем растущая численность пенсионеров создает огромную нагрузку на бюджет страны и как следствие — на трудоспособное население. Так, сегодня пенсионные расходы составляют порядка 10 процентов ВВП.

Логика подсказывает, что оптимальный выход — реформирование пенсионной системы. Но реформирование комплексное. То есть нужно говорить не только о повышении пенсионного возраста, но учитывать и заинтересованность пенсионеров в продолжении трудовой жизни. Стимулировать их как к экономической, так и общественной активности. Нужно посмотреть и на размеры пенсий, чтобы разница в выплатах, которая сегодня существует, действительно соответствовала трудовому вкладу. Полезно было бы провести дополнительные научные исследования на эту тему, социологические опросы населения. Поэтому уверена, Президент очень своевременно поднял этот вопрос. С тем, чтобы была возможность изучить мнение общественности.

Со своей стороны хочу отметить, что многие женщины в 55 лет вообще не чувствуют своего возраста. Дети выросли, не нужно каждую минуту отвлекаться на их проблемы. В то же время есть желание быть полезной. Да и с годами человек набирает много бонусов — жизненный опыт, практика, образовательный потенциал, — которые ему хочется реализовать. Работа будет придавать смысл их жизни.

Кирилл Томашевский, заведующий кафедрой трудового и корпоративного права Международного университета «МИТСО»:


— В отношении вопроса о целесообразности проведения реформы пенсионной системы следует пояснить, что в отличие от многих постсоветских республик (России, Казахстана, Украины и др.) в Беларуси накопительная система в пенсионное законодательство так и не была введена, а в несколько модифицированном виде с советских времен сохранилась солидарно–распределительная система. Проще говоря, пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются из Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) за счет страховых взносов, уплачиваемых ныне работающими гражданами. Сами же эти граждане в будущем при достижении пенсионного возраста и получении права на пенсию будут ее получать из отчислений в ФСЗН, уплачиваемых теми работниками, кто в то время будет работать.

Хотя во многих странах мира широко распространена смешанная (солидарно–накопительная) система, я полагаю, что в условиях относительно высокого уровня инфляции, нестабильности национальной валюты и риска обесценивания накопительной части страховых отчислений пока преждевременно вводить накопительную часть в белорусскую пенсионную систему, что не исключает возможности использования добровольного пенсионного страхования.

Что касается вопроса повышения пенсионного возраста, который 10 марта обсуждался на рабочем совещании у Президента и по которому Минтруда и социальной защиты уже обнародовало три возможных сценария, то я согласен, что следует крайне осторожно подходить к этому вопросу. Поскольку он носит для населения острый социальный характер, особенно для лиц предпенсионного возраста. Возможно, этот вопрос даже стоило бы вынести на республиканский референдум параллельно с выборами в Парламент. В целях обеспечения равенства по гендерному признаку постепенно следует уравнять пенсионный возраст для мужчин и женщин. При этом при нынешней продолжительности жизни белорусских мужчин пенсионный возраст для них, полагаю, либо вообще не стоит повышать, либо повышать не более чем на 2 — 3 года (то есть до 62 или 63 лет). Что касается женщин, продолжительность жизни которых выше, то, полагаю, постепенное (с шагом в полгода за год) повышение их пенсионного возраста до 60 — 63 лет вполне оправданно. Но важно, чтобы и пенсионеры стали реально ощущать рост пенсий (в плане покупательной способности) по мере повышения пенсионного возраста.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

Думаю, в плане совершенствования пенсионной системы следует также проработать вопрос о более справедливом соотношении размеров пенсий по возрасту, за выслугу лет (в том числе для представителей силовых структур) и пенсий за особые заслуги (разница между которыми порой варьируется в 3 — 4 раза).

Нина Позняк, член Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению, главный редактор Лидского телерадиообъединения:


— Вопрос непростой. С одной стороны, если кадры ценные, имеют большой опыт — почему им не работать, если здоровье позволяет? Такую возможность, как мне кажется, им надо дать. С другой стороны, необходимы рабочие места для молодежи, где она могла бы себя реализовать. Баланс этих двух интересов — главное, что необходимо учесть в реформе пенсионной системы. Принимая во внимание объективный фактор — небесконечные возможности нашего бюджета, — вопрос повышения пенсионного возраста, можно сказать, предрешен. Да мы и не первые в этом отношении, другие страны давно с подобным столкнулись и решают эту проблему тем же способом. Так что вопрос своевременен, я повышения пенсионного возраста, честно говоря, ожидала давно.

Готовы ли к подобному люди? Исходя из своей практики могу сказать, что мнения по этому поводу очень разные. Способные и желающие работать — за повышение возраста выхода на пенсию. Другие считают, что это не повод повышать планку. Но в целом люди, как мне кажется, прекрасно понимают и сложившуюся сегодня объективную ситуацию в стране, и давно назревшую необходимость пенсионной реформы. Что же касается озвученных возрастных формул, наиболее целесообразной мне видится 60 и 63. К сожалению, продолжительность жизни мужчин у нас не столь велика, как хотелось бы, поэтому такое возрастное соотношение было бы, наверное, наиболее оптимальным.

Андрей Карпунин, председатель Республиканского клуба финансовых директоров:


— Совершенствуя пенсионную систему, не надо забывать о социальной справедливости. Иначе у нас получится картина «битый небитого везет». Сначала надо провести, скажем так, инвентаризацию имеющихся льгот, сроков выхода на пенсию, а также проанализировать расходы пенсионного фонда. У нас есть категории граждан (госслужащие, сотрудники МВД, МЧС, Минобороны), у которых выход на пенсию привязан не к возрасту, а к определенному стажу. Существуют и другие льготы, например, включение в трудовой стаж учебы в вузе или периода получения второго образования. А сколько случаев, когда, например, сосед–алкоголик, который толком и не трудился в жизни, имеет почти такую пенсию, как преподаватель вуза, вкалывавший на двух работах. Только проведя такой глубинный анализ всех факторов, можно переходить к математическому построению модели увеличения пенсионного возраста. Беларусь, к счастью, не горячая точка, и выход служащего в 45 — 47 лет в отставку ничем не оправдан.

Возможно, после очищения системы от столь нелогичных и неэффективных трат мы придем к выводу, что серьезного повышения пенсионного возраста на данном этапе можно и не проводить.

dekola@mail.ru

osipov@sb.by

konon@sb.by

Советская Белоруссия № 49 (24931). Четверг, 17 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter