Календарь и традиции: 2 – 8 декабря 2019 года

Каковы сами, таковы и сани

Осень практически закончилась, и кто скажет, что народные приметы сегодня не работают! Работают.

Фото today.tj

Вот Покров, который традиционно маркирует погоду на оставшиеся осенние дни, в этом году выдался чуть ли не летним — и все октябрьские дни были просто удивительными. Даже ноябрь, обычно промозглый, с дождями и снегом, оказался как никогда теплым и сухим.

И вот теперь нас ожидает первая полновесная зимняя неделя. Раньше по аналогии с днем 2 декабря судили о том, какой будет погода в июне и июле, в период сенокоса. А 3 декабря давало знак о погоде на период уборочной страды.

В традиционном народном календаре 3 декабря — Прокл. На Прокла старались не выбираться в дальний или особо важный путь, говорили: «Не жди в этот день от дороги прока, в путь соберешься — одна морока».
В начале ХХ века на территории Беларуси санный промысел объединился с кузнечно‑слесарным.
4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Считалось, что в такой момент сам Бог приводит на землю зиму: «Увядзенне прыйшло, зiму ў хату прывяло», «Увядзенне накладае лядзенне».

Несмотря на пост, девушки открывали очередной сезон гаданий о своем будущем, о замужестве и, ложась спать, просили: «Святое Увядзенне, вядзi мяне туды, i дзе мне жыць». В центральных регионах Минщины «на Багародзьку» девушка должна была наломать вишневых веточек, и каждый прутик «задумывался» на определенного «знаёмага хлопца». Веточки ставили в воду за иконой, а перед Богатой кутьей, накануне старого Нового года, их доставали и осматривали: распустились ли и какие распустились больше. Вообще, ожившие «галiнкi» воспринимались знаком «на добры лёс», засохшие — не предвещали ничего хорошего. Так же, как на Троицу и Новый год, девушки собирались «на iгрышчы»: «Вядзенне — каб было ў дзевак пiценне i ядзенне». Но в отличие от игрищ общих, где присутствовала молодежь обоих полов, здесь действовали строгие ограничения и допускались только «дзяўчаты шлюбнага ўзросту». В своем закрытом кругу барышни могли делиться секретами, иногда даже выяснять отношения, но спокойно, сдержанно — «каб без злосцi».  

О погоде этого дня говорили: если на Введение мороз, значит, все предстоящие зимние праздники тоже пройдут с морозами.

7 декабря — Катерина‑санница. С этого времени ожидался настоящий, большой снег: «Прыйдзе Кацярына — на зямлю ляжа пярына», и начинался санный извоз.

В прежние времена в крестьянских семьях имелось несколько видов саней: рабочие (кары или лесовозы), выездные и ручные. Отправляясь на «кiрмаш», на сани устанавливали специальный плетеный «паўкош». Изготовление саней, превратившееся в самостоятельный промысел, требовало особых знаний, точных расчетов. Санных дел мастера находились на особом, высоком положении. В богатых «маёнтках» непременно создавали свои санницкие с соответствующей обслугой. Добротно изготовленные, красивые сани служили своеобразной демонстрацией «заможнасцi» их хозяев — как в наше время дорогой автомобиль. Поэтому, кроме обеспечения удобства, старались не забывать и о дизайне. «Вазок» — легкие выездные сани, парадные, что называется, для визитов. Тут мастера старались вовсю: резные спинки, отделка тоненькими дубовыми дощечками, обивка снаружи и изнутри не только деревянным шпоном, но и сукном, а то и мехом. На пол стелили самый теплый, медвежий мех, который к тому же дополнительно выполнял в пути роль оберега. Чтобы не замерзнуть в дороге, набрасывали сверху кожушки, женщины укутывались в большие теп­лые платки. Так что даже трескучий белорусский мороз не очень пугал наших предков, любивших с ветерком прокатиться на быстрых и удобных санях.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter