Какое знание — сила?

Знание — огромная сила, когда она служит человеку

Не за горами новый учебный год. Школьники вернутся в свои классы, студенты придут в аудитории — все повторится снова, переживется вновь… Редакционная почта напомнила нам, что в хлопотной подготовке ко встрече с предстоящим сезоном знаний нельзя забыть, упустить из виду старый как мир, но всегда актуальный вопрос: каким быть образованию, какие знания должны давать школа, университет, и чего ждут от них сами ребята, родители, не перекладывают ли излишне последние свою ответственность за воспитание детей на педагогов?.. Эти темы близки всем и каждому. Предлагаем обсудить их на страницах газеты.

--------------------------------------

Какое знание – сила?

То, что не делает человека более работоспособным и более нравственным, лишь украшение и самообман

В конце жаркого июля шел горожанин в знакомый с детства Лошевский лес, чтобы собрать лечебной малины. Но как все здесь заросло и изменилось! Малиной здесь даже не пахнет. В деревне говорили, что все собирают ее на старой делянке. Горожанин прошел километров пять. Но так и не нашел малиновую поляну. Значит, понапрасну бил ноги, а еще с высшим образованием, доцент!..

Что же случилось? Да ничего. Просто неудачник точно не знал, куда ему идти. У него не было тех знаний, которыми издавна живут смышленые крестьяне. Они не знают евклидовой геометрии, теории познания, но они хорошо знают, как выращивать овощи, сохранить пчел, где растут ягоды и грибы. Моя мать умела ткать, шить, вышивать, готовить, искусно солить грибы, лечить травами и т.д. Она точно знала, где растут лисички и боровики. Шла к ним прямо, никого не спрашивая. А дары природы уже ждали ее.

Знание — огромная сила, когда она служит человеку, помогает ему достигать результатов. Как много добиваются слесарь и механизатор, физик и химик, конструктор и рационализатор! Особенно тогда, когда они не стремятся объять необъятное, а занимаются конкретным делом. Всякое дело ограничено. В сопоставлении всего объема общечеловеческих знаний оно настолько мало, что его, возможно, и в микроскоп не разглядишь… Но оно позволяет человеку стать великим, многозначительным, войти в историю. Да, жизнь человека ограничена во времени, и он не может все знать, обстоятельства вынуждают его найти себя в одной, наиболее подходящей для него отрасли знаний. Изредка бывает, что и в нескольких: Ломоносов, Вернадский, Менделеев.

Современный человек очень много знает. Он владеет общественно-политическими, общенаучными, искусствоведческими знаниями, а становится лауреатом Нобелевской или иной премии благодаря преданности одной отрасли, как наш земляк физик Жорес Алферов. Величие знаний в том, что мы на их основе и своего творчества сделали (создали, изобрели).

Истинные педагоги дают знания о социальной и природной среде. Там, где нет точных знаний, неизбежны домыслы, ошибки и трагедии.

Горожанин с интересом осматривал уголок родной земли, вспоминая, что рядом с ним родились и выросли люди, прославившие свои деревни, свой Толочинский район, да и всю Беларусь. Они проявили свои способности в разных областях: Максим Симанович (д. Воронцевичи) — в руководстве авиазаводом, Ярослав Барковский, доктор технических наук (д. Воронцевичи) — в военной авиации и науке, Евгений Климченко, Герой Социалистического Труда, депутат Верховского Совета СССР, изобретатель (д. Лаговщина) — в тракторостроении, Александр Сухадольский, кандидат технических наук (д. Забайкал) — в руководстве работами по созданию техники, Георгий Кондратьев, знаменитый футболист (д. Любаничи) — в развитии белорусского спорта.

Однако в наше время мы встречаем и немало приспособленцев, мнящих себя всезнающими и талантливыми. Но все у них начинается и заканчивается словом. Максим Горький, глубоко познавший народную жизнь и смысл труда, убеждал: «Знать нужно не за тем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать». Значит, чтобы приносить пользу отрасли, обществу. Знание, которое не делает тебя более работоспособным и более нравственным, лишь украшение или самообман. Истинное познание или знания, которые нужны тебе для повседневной жизни, помогают стать человеком полноценным — человеком творческого труда, инициативным, нужным и полезным. В связи с этим литературный критик и философ Дмитрий Писарев поучительно писал: «Соедините знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся в нем практическую пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа начнут увеличиваться с невероятной быстротой».

Вряд ли можно согласиться с тем, что в ХХI веке, когда принято считать, что миром правит Интернет, надо знать понемногу обо всем. Во-первых, миром правит не Интернет, а люди, преследующие свои экономические и идеологические интересы. Во-вторых, знать все — значит, ничего не знать. В-третьих, невозможно знать и «понемногу». Слишком велик, разнообразен и многоязычен мир. Только на изучение всего одной жизни не хватит. А человек рожден для конкретного труда, творчества, воспитания детей, для создания и возобновления благ. Какое знание сегодня надо, что устарело и что просится в университеты? — есть кому разобраться. Надо изменять и совершенствовать учебно-воспитательный и образовательный процесс вузов, не возвращаясь к прошлому и не заимствуя морально-этические «ценности» Запада.

Тут есть над чем подумать.

Эдуард КОРНИЛОВИЧ 

--------------------------------------

Все начинается с семьи

Но воспитывать лучше и эффективнее должны и в школе, и в университете

Не скажу ничего нового, но, по моему мнению, нам сейчас необходимо в первую очередь усилить воспитательную роль семьи и школы. Ведь, позволю себе такое сравнение, на грядках сорняки растут сами по себе и не требуют ухода, но растениям, приносящим плоды, он необходим. Так и в воспитании и обучении детей. Если не уделять этому должного внимания, то и плоды воспитания будут горькими...

Но как воспитывают детей в некоторых семьях? Порой процесс воспитания подменяется денежными «вливаниями» и подарками. А времени на общение с детьми, обсуждение их жизненных проблем не находится. Эту проблему вполне могли бы решить родители-пенсионеры. Но молодые семьи стараются сразу отделиться от стариков.

Сколько времени отводится воспитанию в школе? Учитывая, что в ряде школ учебный процесс налажен в две смены, ответ очевиден… Повезло, пожалуй, ученикам лицеев и гимназий, где учеба детей может быть организована только в одну смену. Значит, после уроков дети могут дополнительно нагрузить себя еще кружками-секциями по интересам. И таким образом получить знания по тем предметам, которые, чтобы облегчить жизнь ученикам, из программы или исключили вообще, или урезали до минимума количество часов — мировой художественной культуры, музыки… А ведь воспитательная роль этих дисциплин огромна! Но, в итоге, разве повлияли преобразования серьезно на качество учебного процесса? Большинство детей с родителями продолжают решать этот вопрос через репетиторов. В среднем на это уходит из бюджета семьи 200—300 тысяч рублей в месяц.

Но давайте посмотрим, что в итоге? На некоторые специальности в вузы сейчас недобор. Чтобы выполнить план, университеты привлекают потенциальных студентов высокими стипендиями и возможностью проживания в общежитии. Хотя, по-моему, должно быть наоборот: блага студент должен заработать своим умом, трудом. Иначе вырастают из таких студентов горе-специалисты. Если, конечно, они вообще смогут закончить обучение.

Анатолий САФОНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter