Удовольствию жить сегодня и сейчас надо учить с детства

Какое чудо ждет мир

Рождество, Новый год предполагают набор романтических аксессуаров, поскольку мир живет в ожидании чуда. Привычные клише, пришедшие к нам из прошлых веков, повествуют о сироте, замерзающей на улице, и доброй фее, которая укутывает бедную девочку заботой и вниманием, даря чудо. Нам могут напомнить о больном ребенке, выздоравливающем несмотря ни на что, о старом шарманщике, играющем свою вечную песню о добре и зле, и верном псе, который жмется к ногам этого трубадура заснеженных декабрьских улиц.

Но есть понимание и иного: подобные рождественские истории (не хочется говорить — сказки) ушли на второй план, уступив место вещам более прозаическим и более прагматическим. И не потому, что человек стал другим, просто чудес нынче мир ждет иных. Ведь никто не мечтает о куске хлеба — худо или бедно, но наш современник не грезит о краюхе пшеничного или ржаного удовольствия. Никто не желает кареты, превращенной из тыквы, все больше думают о «Мерседесах», да и о принцах если и говорят, то в разделах светской хроники и в очень узком кругу. Так что ждут нынче?

Крупный политический деятель из России, говоря на днях о долге Украины перед его страной, упомянул о чуде — возможности возвращения пресловутых 3 миллиардов исключительно в контексте небывалого стечения обстоятельств. Другими словами, произойдет чудо — деньги вернут. Размышляя о возможностях реформирования экономики в нынешних кризисных обстоятельствах, многие аналитики говорят о такой возможности как о небывалом чуде. Дескать, сегодня выжить бы, а реформироваться будем позже. Прекращение военных действий в разных уголках планеты, возможность отодвинуть в далекий угол социума саму возможность третьей мировой войны многие рассматривают как самое настоящее чудо. Вообще говоря, возникает странная ситуация: с одной стороны, человечество не переставая твердит о важности мира, согласия, необходимости сдерживать любого агрессора любыми средствами и тем не менее наращивает вооружения, демонстрирует новые возможности высокотехнологического оружия, словом, демонстрирует стремление не столько жить, сколько убивать. Пространство, в котором человек чувствует себя спокойно, комфортно, на глазах суживается, заповедных мест, где люди и звери, как в сказках Киплинга, живут по законам природы, становится все меньше, да и вообще вопрос: есть ли такие места на белом свете?

«Надежда умирает последней», — говорят прагматики нашего времени, и эта фраза дает чуду очень небольшой жизненный ресурс. А ведь чудеса в нашей жизни все же случаются. Тот, кто умеет жить в ладу с природой, радуется каждому дню, каждому рассвету и заходу солнца, получается, что этой радости и этому удовольствию жить сегодня и сейчас надо учить с детства, учить в школах. Учить не бесконечной гонке за оценками, а умению видеть мир как чудо.

Конечно, можно сказать, что набор стандартных чудес не меняется от поколения к поколению. В известном фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» любовь побеждает смерть. Иван Ильич в рассказе Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» не хотел умирать, умереть может и должен кто–то другой, но не он, живой и веселый Иван Ильич. Михаил Булгаков в своих мистических работах чего только ни придумал, каких только чудес нам ни продемонстрировал, но ведь все закончилось все тем же — домиком на окраине средневекового города, любящей женой рядом, тишиной, покоем, даже колпаком на голове, который надевает на ночь романтический Мастер. Ночной колпак как олицетворение чуда? Но только поживший и исстрадавшийся человек поймет, какое это чудо. «Я не хочу истины, я хочу покоя» —– такое признание может вымолвить далеко не каждый, точно так же далеко не каждый может дождаться такого чуда.

«Чудес не бывает», —– твердят прагматики и циники. Но кто–то, не афишируя своих поступков и оставаясь безвестным, перечисляет заработанные им деньги детскому дому. Кто–то живет несмотря на то, что болезни вроде бы поставили крест на его жизни. И не просто живет, а видит в жизни не только закаты, но и рассветы. Кто–то рвет жилы, чтобы построить семье дом, и ждет чуда — торжественное шествие кошки в новое здание. Наверное, чудо — столь же обязательный атрибут нашей жизни, как вполне прозаические и обыденные вещи вроде походов на работу и томления в очереди. Без чуда, его возможности — это как без елки, которую украшают не только для детей и взрослых, но и, хочется верить, для самой елки — а пусть и она переживет чудесные мгновения своей жизни.

Советская Белоруссия № 247 (24877). Вторник 22 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter