Каким маслом кашу не испортишь?

Белорусские ученые собираются спасти колготки от запаха

Отечественными колготками, которые пахнут машинным маслом, белорусок не испугаешь. Привыкли и даже не представляют, что этот предмет может обладать каким-то другим ароматом или вообще не иметь запаха, если его «из нефти делают». Но выбор у модниц все-таки есть — импортный товар, который почему-то не пахнет. А почему, собственно говоря? И почему бывает с индустриальным душком хлеб и некоторые другие продукты питания? Их что, на солидоле готовят?

Как выяснилось, ни колготки, ни трикотаж, ни что-либо еще из одежды никто в процессе производства нефтепродуктами специально не смазывает. Не применяются они и в рецептурах пищевых продуктов. Но специфический запах все же встречается. И секрет его, оказывается, прост. На технологических линиях, имеющих порой сотни узлов трения, у нас чаще всего используются обычные общемашиностроительные смазочные материалы. Узлы трения греются, смазка испаряется и становится частью аромата продукции, движущейся по конвейеру.

До понимания таких тонкостей наши производители или не дошли, или все прекрасно понимают, но покупать избавленные от запаха дорогие импортные смазки не спешат. Ведь зачем тратиться, если санитарные службы на такие мелочи не обращают внимания?

— Вот посмотрите, — разворачивает передо мной схемы технологических линий зарубежных производителей пищевого оборудования заведующий сектором триботехнических материалов Института тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, директор предприятия «Спецсмазки» Инновационной ассоциации «Академтехнопарк» Владимир Ивахник. — В любом производстве, будь то пиво, напитки, сухофрукты, хлебобулочные изделия, молочная продукция, маргарин, консервы или мясо, там, где технологический цикл отмечен красным цветом, допускается только экологически безопасная смазка. Желтым — возможно использование некоторых видов индустриальных масел. Зеленым — индустриальные смазки. Как видим, красный цвет доминирует. Когда я показываю это нашим пищевикам, они выглядят озадаченными. Хотя Законом Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», принятым в 2003 году, как раз и предусмотрено использование в производстве только безопасных материалов и изделий, контактирующих с продовольственным сырьем и продуктами. Существует даже их перечень. Но смазочных материалов в нем нет. Стало быть, они не подлежат обязательной сертификации, контроль за их качеством не осуществляется и паспорта безопасности не выдаются. А если так, рассуждают производители, то зачем выбрасывать деньги на безопасную импортную смазку?

Но если Беларусь со своими пищевыми продуктами собралась на мировой рынок, то вскоре встанет вопрос и о соблюдении принятых в мире гигиенических норм. И тогда уж придется такую смазку покупать за любые деньги. Только для пищевой промышленности, по оценкам Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию, ее потребуется 500 тонн в год. Кроме того, если новые гигиенические требования узаконятся, то подобные материалы станут обязательными в текстильной и фармацевтической промышленности, при производстве медицинского оборудования и некоторых видов сельхозтехники.

Не случайно поэтому в Государственной программе инновационного развития Республика Беларусь на 2007—2010 годы среди проектов первого уровня, то есть связанных с созданием важнейших для страны производств, значится и разработка технологического процесса и оборудования для выпуска экологически безопасных смазочных материалов из вторичных нефтепродуктов. В рамках этого проекта, выполняемого под научным руководством члена-корреспондента НАН Беларуси Юрия Плескачевского, в 2011 году предприятие «Спецсмазки» должно выпустить не менее 100 тонн импортозамещающей продукции. Поскольку государственным заказчиком, кроме Академии наук, выступает еще и концерн «Белгоспищепром», это позволяет надеяться, что до использования новинки в отрасли дело обязательно дойдет.

В лаборатории предприятия мне уже показали образец отечественной «пищевой» смазки ИТМОЛ КБС-2, которая полностью соответствует мировому уровню. Нефтяное происхождение в ней не выдают ни цвет (белый), ни запах и вкус, точнее их отсутствие. В ходе комплексных исследований, проведенных в Республиканском научно-практическом центре гигиены, выяснилось, что по критериям безопасности эта смазка отвечает гигиеническим требованиям, а потому может использоваться при обслуживании оборудования в пищевой промышленности. Специалистам предприятия осталось лишь получить необходимые допуски и аттестовать производство. Проблем со сбытом, судя по всему, быть не должно, так как ориентировочная цена — 2,5 доллара за килограмм — в разы меньше, чем импортных аналогов.

— Тем не менее проблемы появляются, — говорит Владимир Ивахник. — Дело в том, что в советские времена в нашей республике пластичные смазки, к которым относится и ИТМОЛ КБС-2, не производились, и потому в Беларуси никогда не было Государственной межведомственной комиссии, которая давала бы допуск не только к их производству, но и применению в конкретных узлах трения. Все это решалось на союзном уровне. Недавно постановление правительства о создании такой комиссии в Беларуси наконец-то появилось. Но странную позицию занял «Белстандарт», который отказался брать на себя ответственность за допуск к применению пластичных смазок. О причинах такого самоустранения можно только догадываться, но принять их нельзя, так как даже в странах рыночной ориентации присутствие государства в этой сфере всегда было обязательным. Поэтому НАН Беларуси, чтобы спасти ситуацию, вынуждена создавать свою комиссию, которая при всем авторитете входящих в нее специалистов все же не будет иметь государственной «весовой категории». И если в случае с «пищевой» смазкой статус комиссии, как мы надеемся, не станет препятствием для внедрения новинки, то при создании импортозамещающих пластичных смазок с новейшими триботехническими нанодисперсными добавками для авиации, металлургии, тяжелого автотранспорта, над чем мы сейчас работаем, могут возникнуть проблемы с внедрением. Ведь в отраслях, где аварии имеют особенно тяжелые последствия, кто рискнет взять материал, пусть даже изготовленный с использованием высоких технологий и прекрасно себя зарекомендовавший при лабораторных испытаниях, но защищенный «местечковым» допуском к применению? В то же время в республику продолжает поступать из-за рубежа много пластичных смазочных материалов, но провести их испытания для выбора аналогов, дать полноценную оценку их качества по действующим в Беларуси ГОСТам, выдать допуск к применению нет возможности. Ведь сегодня ни одна госструктура не имеет соответствующих полномочий и не обладает необходимым оборудованием и персоналом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter