В московском метро пахнет пионами, а в минском поет малиновка

Какие запахи и звуки!

Уже вторую неделю пассажиры московского метро наслаждаются ароматами цветущего пиона и ванили. Откуда идут эти запахи и для чего потребовалось ароматизировать метрополитен? И почему в минском метро пионами не пахнет, зато слышен голос малиновки? За ответами наши корреспонденты спустились в столичные подземки.

КАК В МОСКВЕ

Идея ароматизировать подземку впервые возникла еще пять лет назад — в 2019 году в поездах Филевской линии метро запахло сакурой и лаймом. Затем запахи появлялись у станций на Кольцевой, Арбатско‑Покровской и Замоскворецкой линиях. Цель была одна — создать пассажирам в пути хорошее настроение.

В московском метро под библиотеку стилизована станция «Рассказовка», открывшаяся в 2018 году.
МАРИНА ВОЛОСЕВИЧ

Известно, что ароматы выбирают на год. Вот и в этом году москвичам уже традиционно предложили поучаствовать в голосовании и выбрать запахи для нескольких московских станций. Всего на выбор парфюмеры разработали 10 вариантов — от экзотических фруктов и ягод до запаха зимнего леса. Москвичам понравились ароматы пиона и тонка. И теперь запах белого пиона можно уловить на автовокзалах «Центральный», «Саларьево», «Северные Ворота» и эскалаторной галереи на Воробьевых горах, а на пересадочном узле «Деловой центр», который объединяет БКЛ, Солнцевскую и Филевскую линии, пассажиры могут насладиться ароматом тонка, напоминающим запах ванили. Как пояснили в департаменте транспорта Москвы, на станциях установили диффузоры, которые распыляют выбранные ароматы. Концентрация регулярно меняется в зависимости от температуры воздуха, количества пассажиров и их пожеланий. Эксклюзивные ароматы Московского транспорта безопасны и гипоаллергенны.

Впрочем, помимо приятных запахов, пассажиры московской подземки могут доставить себе еще одно удовольствие — познакомиться, не выходя из метро, с настоящими артефактами. Известно, что в отделке полусотни станций использованы материалы, содержащие окаменелости аммонитов, кораллов, наутилусов и других древних животных.

Так, на станции «Парк Победы» Арбатско‑Покровской и Солнцевской линий пассажиры могут найти самый большой из сохранившихся в облицовке московского метро аммонитов — животных, вымерших десятки миллионов лет назад. Этот головоногий моллюск‑аммонит имеет диаметр 60 сантиметров. Кстати, «Парк Победы» считается самой богатой на окаменелости станцией, ведь в ее облицовке можно найти целые захоронения моллюсков.

Другие крупные аммониты вместе с иглами морских ежей и фрагментами стеблей морских лилий можно увидеть на станции «Электрозаводская» Арбатско‑Покровской линии. Там же внимательный пассажир найдет самого крупного наутилуса московской подземки. Другие представители этого вида — дальнего родственника осьминогов, кальмаров и каракатиц — встречаются на станциях «Добрынинская», «Площадь Ильича», «Павелецкая» и «Лубянка». А вот на «Арбатской» пассажиры найдут самую большую колонию кораллов, которая занимает всю длину колонны с одной из сторон.

На выходе из метрополитена на станции «Китай‑город» можно увидеть одну из исторических достопримечательностей столицы — белокаменный фундамент Варварской башни. Эта башня когда‑то была частью Китайгородской стены, построенной в первой половине XVI века и соединявшейся с Кремлевской стеной. Сама Китайгородская стена была снесена в 1934 году. Сейчас ее изображение сохранилось на старых фотографиях, а потрогать можно только сохранившиеся до наших дней фрагменты. Один из них как раз и расположен на выходе из «Китай‑города».

Уникальное зрелище представляет собой и единственный в метро подземный действующий фонтан на «Римской», украшенный коринфскими колоннами и скульптурами основателей Рима Ромула и Рема.

Помимо этого, в московском метро, не выходя на поверхность, можно попасть в читальный зал! Под библиотеку стилизована одна из станций — «Рассказовка», открывшаяся в 2018 году. На ее платформе расположены шкафы‑картотеки с QR‑кодами, наведя на которые камеру смартфона, можно бесплатно скачать одну из множества предложенных на выбор книг. Сейчас проект реализуется не только на «Рассказовке», но и на всех станциях Кольцевой ветки через стойки «Живое общение».

В московском метрополитене также создаются условия для слабовидящих и незрячих пассажиров. Так, на днях на нескольких станциях метро были установлены тактильные напольные указатели. Они призваны предупредить слабовидящих пассажиров о препятствиях на пути их следования. До конца года планируется установка тактильных напольных указателей еще на 22 станциях.

КАК В МИНСКЕ

Первый и единственный белорусский метрополитен с его нынешними тремя линиями и 33 станциями — один из самых молодых на просторах бывшего СССР. В этом году исполняется 40 лет с момента открытия движения поездов. Особенности минской подземки — скромная глубина заложения станций и компактность. А следовательно, максимальная практичность. Казалось бы, не до сюрпризов. Но нет, архитекторы и инженеры умудряются на фоне популярности типовых решений делать подземные пространства неповторимыми. Особенно ярко это видно на недавно открытых станциях.

На станции «Малиновка» Минского метрополитена в перерывах между движением поездов звучит птичья трель.

Вот, например, «Малиновка», названная в память о расположенной когда‑то на поверхности одноименной деревне.
Станция стилизована под малиновый сад, ее колонны оформлены как стволы деревьев. А еще иногда здесь звучит пение птиц малиновок
— дежурный по станции включает запись в дневное внепиковое время в перерывах между движением поездов. Прибывая на соседнюю станцию «Петровщина», пассажиры оказываются под сводом ночного неба, где в качестве звезд — светоизлучающие диоды. Искать созвездия не стоит — расположены они хаотично, но все равно картина завораживающая. На готовящейся к открытию в этом году станции «Аэродромная» (на месте бывшего аэропорта) пространство над платформой также напомнит небесный свод, только светильники будут ассоциироваться с облаками.

При спуске в минское метро пассажиры, зачастую не ощущая этого, погружаются в глубину истории. Она совсем рядом, за стенами тоннелей и перронов. Например, в 1970‑х строители при рытье котлована станции «Октябрьская» в самом центре города обнаружили бивни мамонта. Парой десятилетий позже в районе «Борисовского тракта» разрыли целое кладбище древних животных — такого, говорят, не находили ни в одной стране Европы. Среди костей оказался фактически полный скелет лесного слона. А сразу за стенами станции «Немига» расположено Минское замчище — место, где, как считается, многими веками ранее зародился город. Архитектурные (и не только) артефакты сейчас законсервированы. В будущем на площадке замчища планируется создать музей в нескольких уровнях.

В Минске нет метромостов в их классическом понимании. Зато есть самый настоящий подземный метромост между станциями «Пролетарская» и «Тракторный завод». Там вторая линия подземки пересекает сверху Слепянскую водную систему. Тоннель устроили на поверхности, а потом засыпали грунтом. Гуляющие в тех краях слышат звуки проходящих подземных составов, но не понимают, откуда они доносятся.

Что еще? На «Могилевской» на уровне касс находится самый настоящий музей — выставочная экспозиция по истории Минского метрополитена. На «Вокзальной» — скульптура «Древо дорог», причем дополнительным символом современных коммуникаций при переходе отсюда на другую линию служит не эскалатор, а горизонтальный траволатор. На «Юбилейной площади» многие любуются скульптурой «Солнце» — с разных ракурсов солнечный диск виден по‑разному. На недавно открывшемся стартовом отрезке новой, третьей линии безопасность пассажиров обеспечивают автоматические защитные экраны по краям платформы. В отличие от Санкт‑Петербурга, где подобную функцию на старых станциях выполняют перегородки, отделяющие островную платформу от расположенных по бокам путей, они прозрачные.

А еще в минской подземке есть живая достопримечательность — Метрович. Несколько лет назад этого персонажа придумали для помощи в обучении пассажиров правилам безопасности. Со временем из видеороликов добродушный усатый мужичок в синей форме перекочевал в реальность: в виде ростовой куклы он путешествует по школам, а иногда его можно увидеть и на подземных платформах. Если вдруг встретите, не удивляйтесь, в том числе и на станциях, которые готовятся к открытию в 2024 году. Их три, и здесь, говорят, также будут свои фишки. В частности, тонированный бетон с динамичной подсветкой, которая сможет изменять цвет в течение дня.

Вероника Мироненко

nikamir@yandex.ru


Александр Нестеров

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter