Какие в вашем регионе есть резервы для увеличения экспорта?

Продукция с пинской маркой представлена сегодня более чем в 50 странах.

Александр ГОРДИЧ, председатель Пинского горисполкома:

— Продукция с пинской маркой представлена сегодня более чем в 50 странах. И на протяжении последних семи лет мы имеем положительное сальдо внешнеторгового оборота. За семь месяцев оно составило 48 млн долларов, темп роста экспорта — 110,8 процента. Этому способствует структура промышленного производства: значительная доля продукции выпускается из отечественного сырья. В увеличении экспорта основная ставка делается на развитие того потенциала, который на предприятиях имеется уже сейчас, на расширение номенклатуры и повышение конкурентоспособности.

К примеру, одно из крупнейших предприятий ЗАО “Пинскдрев” выкупило более 20 тысяч кв. метров пустующих площадей бывшей фабрики ППТО “Полесье” — там будет открыт логистический центр и налажено производство мягкой мебели. Далеко за пределами страны известен пинский трикотаж. Основное  сырье для него опять же преимущественно белорусское, здесь постоянно ведется модернизация, техническое перевооружение, что способствует повышению конкурентоспособности продукции. Инвестиционный проект стоимостью более 20 млн евро по производству кремниевых пластин, который реализован на заводе “Камертон”, филиале ОАО “Интеграл”, позволил поднять рентабельность местного производства и в кооперации с головным предприятием обеспечить высокую конкурентоспособность продукции. Главным образом на экспорт кузнечно-прессовое оборудование поставляет завод “Кузлитмаш”. Ведется модернизация и на таких предприятиях-экспортерах, как Пинский мясокомбинат, комбинат строительной индустрии, “Пинема”, завод средств малой механизации и других.

Очень важный проект реализуется на бывшем предприятии “Полесские аккумуляторы”, теперь СП “Эксайт Технолоджи”. В ближайшее время здесь будет построен завод мощностью полтора миллиона аккумуляторов в год. И конечно же очень перспективное направление, которое мы будем развивать по линии технопарка “Полесье”, — продукция инновационной экономики, экономики знаний.

Андрей ПИСАРИК, председатель Каменецкого райисполкома:

— Поскольку район наш сельскохозяйственный, все, что мы отправляем на экспорт, это продукция перерабатывающей отрасли АПК. Прежде всего сыр, масло от предприятия “Беловежские сыры”, продукция из свинины, которую производит свинокомплекс ОАО “Беловежский”, рапсовое масло ООО “Агропродукт”. Эти предприятия в год приносят нам больше 40 млн долларов. В районе сегодня появляются маленькие производства, как, например, предприятие с чешским капиталом “БО АЛЛУР”, которое производит маникюрные пилочки. К концу года по экспорту оно должно выйти на миллион долларов. На стадии становления ООО “РИОНА.by” по изготовлению различного рода полиэтиленовой пленки. Первыми в Беларуси здесь начали производство агрострейча — пленки для сенажа, которой уже заинтересовались россияне.

А в ближайшее время на предприятии будет запущено производство пленки для упаковки продуктов стрейч-худ. Уже есть заказы, в том числе из-за рубежа.

Надо сказать, что в наш район привлечь иностранных инвесторов довольно сложно. Рассматривалось несколько проектов по переработке древесины, но первое препятствие на пути их реализации — то, что в Каменце нет железной дороги. Кроме того, практически треть района — природоохранная зона, где не всегда можно открыть сколько-нибудь серьезное промышленное предприятие. С каждым инвестором мы работаем индивидуально и предлагаем все возможные условия. Некоторые остаются. Поэтому главную ставку делаем на модернизацию сельхозорганизаций и предприятий переработки. В нынешнем году на это направляется до 200 млрд рублей.

Михаил СЕРКОВ, председатель Пружанского райисполкома:

— Для нашего района с уникальной природой, множеством исторических памятников очень перспективное в этом плане направление — туризм. И делается здесь немало, и планы по развитию этой сферы большие.

После реставрации в Ружанском дворцовом комплексе Сапег создана экспозиция истории рода, открыты выставочный зал и зал продажи сувенирной продукции. А фестиваль “Ружанская брама”, который здесь проводится ежегодно, стал туристическим брендом Пружанщины. В прошлом году в его рамках мы организовали пленэр резчиков по дереву. Город теперь украшает композиция, иллюстрирующая вручение Ружанам Магдебургского права, она вырезана из 130-летнего дуба. Такие пленэры мы решили проводить регулярно, будем свозить из окрестностей аварийные дубы, и со временем Ружаны станут музеем деревянной скульптуры под открытым небом.

Для того чтобы придать новый импульс развитию туризма, необходимо создать определенную базу — у нас не хватает музеев, развлекательных объектов. Есть задумки по созданию музея молока, музея технологии ремесел XIX века. Инвесторами выступают уроженцы Пружан из России и Минска, а также одно из сельхозпредприятий района.

В планах также проведение нескольких фестивалей и праздников, основанных на местных традициях. Словом, стараемся, чтобы гостям нашего края было где остановиться и что посмотреть. Необходимая гостиничная база на сегодняшний день у нас есть. Ее пока достаточно, но, думаю, когда с полной активностью заработают турфирмы, с которыми мы сотрудничаем, то базу сможем и дальше расширять.

Большим спросом у отдыхающих из ближнего зарубежья пользуется санаторий “Ружанский”, расположенный на берегу красивейшего озера Паперня. Сегодня задача на 2014—2015 годы еще больше загрузить его медицинскую базу за счет использования гостиниц в самом городе.

Развиваем также экономический, экологический, спортивный, охотничий туризм, придорожный сервис. Экспорт туристических услуг за полугодие составил почти 900 тысяч долларов. Какими путями их объем увеличивать, мы видим, планов и задумок много.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter