Какие приоритеты развития здравоохранения определены на Витебщине?

Впервые за долгое время на Витебщине, которая является наиболее проблемным регионом страны в плане демографии, удалось достичь снижения смертности населения.

Нынешний год объявлен в Витебской области Годом здравоохранения.

Впервые за долгое время на Витебщине, которая является наиболее проблемным регионом страны в плане демографии, удалось достичь снижения смертности населения. Причем цифры пошли вниз по всем основным параметрам, и динамика снижения самая высокая в стране. Что стоит за первыми симптомами выздоровления? Какой курс лечения проходит витебская медицина и можно ли надеяться на долговременный эффект? На эти вопросы отвечает начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома, доктор медицинских наук, профессор Юрий ДЕРКАЧ.

Факторы риска

— Юрий Николаевич, несмотря на позитивные сдвиги, предстоит еще много сделать, чтобы поднять рождаемость, сократить смертность. На что сегодня в первую очередь делается акцент?

— Мы сохранили 800—900 жизней. Считаю, это победа, особенно если учесть, что на протяжении последних лет смертность в регионе не просто была выше, чем в других регионах, она из года в год росла. Теперь же мы получили снижение по всем возрастным категориям: число умерших в трудоспособном возрасте уменьшилось на 1,5 процента, в старшем трудоспособном — на 4,3 процента. Уровень младенческой смертности у нас ниже, чем в среднем по стране, случаев материнской смертности нет с 2009 года, общая заболеваемость снизилась на 12 процентов, за пять лет коэффициент рождаемости вырос с 8,8 до 10,2, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 70 лет. Значит, были правильно определены факторы риска, и нам удалось на них повлиять.

— И каковы эти особенные, витебские, факторы?

— Общеизвестно, что демографическое благополучие не является чисто медицинской проблемой. Регион понес самые значительные потери во время Великой Отечественной, отличается тяжелыми климатическими условиями, которые сказываются и на экономических результатах, здесь идут мощные миграционные процессы — граница близко, в области пять крупных вузов, которые привлекают в город молодежь из сельских районов, а позже половина выпускников по государственному распределению покидает нашу область. Еще одна сложность: разбросанность населенных пунктов и огромное количество — более шести тысяч! — малонаселенных деревень.
Эти и другие аспекты проанализированы и включены в региональную программу инновационного и инвестиционного развития Витебской области на 2011—2015 годы, которая в целом направлена на повышение качества жизни людей и, конечно, содержит подпрограмму “Здоровье”.
Надо сказать, что под руководством председателя облисполкома Александра Косинца, еще когда он находился в должности ректора Витебского медуниверситета, были разработаны программы развития здравоохранения для каждого района. Когда я приехал в 2010 году, у меня на руках была полная клиническая картина демографических “болезней” региона — список из 16 пунктов — и снижение смертности было обозначено как стратегическая задача системы здравоохранения.

Помощь идет в глубинку

— На что вы обращали внимание в первую очередь?

— Приоритеты развития здравоохранения определены для всей республики — профилактика, диспансеризация, обновление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение новых технологий, развитие специализированной помощи в регионах. На Витебщине надо было продумать систему доступности качественной медицинской помощи на селе, ведь в каждой деревушке на 10—20 человек не откроешь ФАП с современным диагностическим оборудованием, а в острой ситуации за 20 минут до современной клиники пациента не довезешь. Поэтому первым шагом был мониторинг медицинских объектов и миграции населения, затем — определение структуры здравоохранения. После обследования почти пятисот учреждений решили реконструировать 240 и в первую очередь реализовали сельскую программу: за два года привели в порядок 110 объектов, в этом году к современным стандартам приведем еще 80.
Дальше — оборудование. Как его эффективно использовать? Например, Минздрав выделяет биохимические анализаторы и предлагает распределить их в крупные больницы и поликлиники областного центра. Спрашиваем: почему не в район? Там ведь проживает от 25 до 40 тысяч человек, им делают анализы ручным способом, достоверность данных значительно ниже, потом пациенты едут в Витебск, снова сдают анализы, то есть затраты растут. В итоге практически все районные больницы укомплектовали диагностическим и лабораторным оборудованием, уровень там теперь такой же, как в областном центре. В прошлом году в регионы пришла высокотехнологичная хирургическая помощь: в Поставах освоили эндопротезирование суставов, в Лепеле — малоинвазивные лапароскопические операции, в Новолукомле делают и то и другое. Это очень удобно для пациентов, выгодно экономически, дальновидно с точки зрения закрепления кадров и экспорта медицинских услуг.

— Но даже самая современная диагностическая база и высокая квалификация врачей не дадут эффекта, если не проводить полноценную диспансеризацию.

— Совершенно верно, и первая категория, которой мы уделили самое пристальное внимание, — одинокие и одиноко проживающие пожилые люди. Зимой на селе всегда наблюдается резкий рост смертности, летом этот показатель на порядок ниже. Мы провели комплексное обследование и всем, кто на период холодов не переезжает к родственникам и нуждается в социальной поддержке, предложили провести зимние месяцы в лечебных учреждениях на койках сестринского ухода или в отделениях круглосуточного пребывания территориальных центров соцобслуживания. В феврале начали осмотр активного сельского населения, чтобы к посевной все были в форме, затем — людей старшего трудоспособного возраста, их тоже надо подготовить к дачному сезону.
Большая проблема существует с диспансеризацией экономически активного городского населения. Часто люди безответственно относятся к своему здоровью, обращаются к медикам только если сильно “прижмет”, при этом многие курят, употребляют алкоголь, имеют разные факторы риска, а в поликлинику не ходят. Но и этим процессом можно управлять — медики пошли на предприятия сами. В конце прошлого года проведена диспансеризация в Орше. Во время профосмотра врачи выявили патологии системы кровообращения, органов дыхания, онкологические заболевания на ранних стадиях — лечение в итоге получили около 600 человек. Эту практику продолжили в Полоцке и Новополоцке, постепенно проведем всеобщее медицинское обследование экономически активного населения области.
Чтобы оптимизировать работу с группами риска по алкогольной зависимости, создан областной центр наркологии и психического здоровья, который взял на себя организацию межотраслевой работы. Опробуем размещение медвытрезвителя в Поставах с наркологическим отделением. Человеку сразу предлагают реабилитацию, минимизируют штрафы, если он соглашается. Три раза в год собираем бездомных, полностью обследуем, пролечиваем, помещаем в наркологические отделения, помогаем социализироваться. Через нас проходит около 60 человек, кто-то, конечно, возвращается на улицу, но таких единицы. Это кропотливая совместная работа местной власти, медиков, милиции, и мы уже видим ее результаты.

Уникальные операции

— Юрий Николаевич, расскажите, в чем суть новой системы финансирования медицинских учреждений?

— Тщательный мониторинг, который мы провели, заставил нас задуматься не только об оптимизации коечного фонда, но и том, что при выделении средств надо учитывать миграцию пациентов. Ведь жители регионов часто едут лечиться в областные больницы, а деньги остаются в ЦРБ, где могут пустовать койки и простаивать медицинское оборудование. Благодаря информатизации, которая будет завершена в этом году, мы будем знать, где лечится больной, и сможем эффективно управлять финансами. Отрасль здравоохранения хотя и затратная, но должна и может приносить доход.
В прошлом году в регионе сокращено 599 коек круглосуточного пребывания, 502 перепрофилированы в койки дневного пребывания при стационарах, экономический эффект составил более
14 миллиардов рублей. На этот год заложена экономия от оптимизации в сумме 32,3 миллиарда, но мы не отдаем никому эти деньги — они идут на совершенствование технологий, улучшение качества обслуживания, увеличение зарплаты медработникам.
В области колоссально много сделано в плане развития медицины, только в прошлом году освоено более 20 видов высокотехнологичной помощи, в том числе операции на открытом сердце. Благодаря расширению возможностей витебских медиков число пациентов, направляемых в республиканские центры, уменьшилось вдвое. Семимильными шагами развиваются платные услуги и медицинский туризм. В прошлом году медики заработали 90,2 миллиарда рублей, почти миллион долларов на экспорте, в этом году думаем заработать вдвое больше.
Тотальное оснащение системы здравоохранения компьютерной техникой позволит медучреждениям оперативно обмениваться друг с другом данными. Для каждого пациента создается амбулаторная электронная карта, куда бы ни обратился больной, врач будет иметь точные сведения о состоянии его здоровья и сможет назначить верное лечение. Уже приобретены 18 серверов, которые будут установлены в районных центрах. Поставский район имеет полную электронную базу, и где-то процентов на 80 готовы еще девять районов. В планах — создание межотраслевой лаборатории генетической и клеточной инженерии, где будут задействованы достижения молекулярной биологии и нанотехнологий. Очень скоро мы сможем определять риск человека заболеть, выявлять недуг еще на начальной стадии и обследуемый, изменив образ жизни, сможет отодвинуть болезнь на более поздний срок или вообще ее избежать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter