Какие права есть у покупателя?

Н. ГЕРАЩЕНКО, г. Щучин

Собираюсь приобрести автоматическую стиральную машину. Если случится поломка, смогу ли я вернуть деньги, уплаченные за нее, или поменять на другую? Что, если такая техника за это время подорожает? Какие у меня в этой ситуации права?

Н. ГЕРАЩЕНКО, г. Щучин

На вопросы читателей отвечает Светлана Забенько, заведующая отделом правовой работы «БН»

На бытовую технику должна устанавливаться гарантия. В документе, подтверждающем факт покупки товара (кассовом чеке, квитанции к отрывному талону и т.п.), в техническом паспорте, инструкции по эксплуатации, руководстве пользователя, ином документе, содержащем сведения о наименовании и стоимости товара, дате его приобретения, продавце (изготовителе, представителе, исполнителе), продавцом должен быть указан его гарантийный срок.

Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее — Закон), потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара.

Также потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков.

Стиральные машины автоматические включены в утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 778 Перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены.

Существенные недостатки товара — это:

— неустранимые недостатки;

— недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка);

— недостатки, которые выявляются неоднократно или проявляются вновь после их устранения, либо другие подобные недостатки.

В случае предъявления вами как потребителем требования о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества поставщик (продавец товара) обязан заменить некачественный товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки его качества — заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования (статья 23 Закона). Если у поставщика отсутствует такой товар на момент предъявления потребителем требования, то поставщику предоставляется месяц со дня заявления требования для замены товара; если у поставщика отсутствует товар аналогичной модели, то в тот же срок он должен предоставить потребителю с его согласия товар аналогичной модели. При этом товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, не бывший в употреблении.

Если некачественный товар заменяется на товар аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), перерасчет цены товара не производится. Если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, вы должны будете доплатить разницу в цене, если же выше цены товара, предоставленного взамен, то разница в цене будет выплачена вам.

Если требование о замене товара не будет удовлетворено, то вы вправе будете возвратить товар ненадлежащего качества продавцу и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Бытовая техника может прослужить достаточно долгий срок до поломки, вызванной ее ненадлежащим качеством (существенными недостатками), и за это время может вырасти ее стоимость. В таком случае, согласно пункту 4 статьи 27 Закона,  вы будете вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения вашего требования (т. е. суммы, равной действительной цене техники на момент ее замены).  При этом требовать от вас подтверждения данной суммы продавец не имеет права. Если требование добровольно не будет удовлетворено продавцом, вы вправе обратиться в суд, и тогда цена товара будет определяться на момент вынесения судом решения.

Уважаемые читатели!

Свои вопросы юристу редакции «БН» вы можете задать по телефону 287-19-24 по вторникам и четвергам с 10.00 до 13.00, на сайт редакции www. belniva.by или письмом на адрес редакции: 220013, г. Минск, ул. Б. Хмельницкого,10-а с пометкой «Правовой диалог».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости