Какая правда ближе к… делу?

Только за два последних года в БСЖ вступили более 500 профессионалов

Только за два последних года в БСЖ вступили более пятисот профессионалов

На исходе минувшего месяца, как помнится, российский президент Дмитрий Медведев пригласил к себе группу белорусских журналистов и ответил на их вопросы. Оценку того мероприятия дал и наш глава государства, поделились мыслями в СМИ и участники пресс-конференции. Событие оказалось не из тех, о которых долго спорят и помнят. Как говорится, было и прошло. И все же в дни, когда лидеры белорусской журналистики готовятся к своей ежегодной встрече – заседанию правления БСЖ, один из ответов Дмитрия Медведева всплывает в памяти. Это призыв к российским и белорусским мастерам пера писать правду…

Все правильно. Кто против? Проблема в том, что даже не студент журфака, а выпускник школы, мечтающий об этой некогда столь романтической профессии, сознает, что в сегодняшнем обществе само понятие правды размыто донельзя. В ходу даже фраза с намеком на великий философский подтекст: у каждого своя правда…

И тем не менее сама проблема не столько уж трагично неразрешима. С ней научились справляться. Или хотя бы держать в узде. Это и общепринятые нормы морали, религиозные установки, конституционные посылы и всякого рода нормотворческие акты. Просто делают это с разной степенью лукавства и двуличия. Ну скажите, а кто мешал российским журналистам до этого призыва своего президента писать правду о братской Беларуси? И можно подумать, будто что-то изменится в этом плане в ближайшее время. Не изменится. Хотя бы потому, что уважаемому Дмитрию Анатольевичу следовало бы, не лукавя, признать, что и в столь демократической России СМИ сегодня вполне управляемы и подконтрольны. И потому властям негоже делать вид, что это без их ведома и, пусть косвенного (чаще прямого), участия организовываются не только газовые и молочные, но и вполне определенные информационные войны. Во всем мире СМИ выполняют чей-то заказ. На постсоветском пространстве — чаще государственный. И это в определенной степени даже патриотично. (Можно ведь и так взглянуть на проблему).

Не стану дальше развивать эту столь спорную тему. Начал же с нее лишь потому, что так или иначе она все же всплывет в очередной раз в наших дискуссиях на предстоящем форуме белорусских журналистов. Говорить же мы будем больше о своих творческих проблемах. Они тоже в чем-то если не вечны, то переходящи. Так, предстоит проанализировать, стали ли ярче, сильнее за прошедший год наши СМИ? Что может способствовать действительно заметному прорыву на медийном поле? Рассуждать об этом будут ведущие радио и тележурналисты, известные публицисты. Отрадно, что популярность Белорусского союза журналистов в последние годы заметно растет. Характеризует такую тенденцию конкретный факт. Только за два последних года в содружество вступили более полутысячи человек. Заметим: большей частью это молодые журналисты, что не может не радовать. Думается, что в значительной степени это объясняется тем, что сам союз в период реорганизации не пошел по пути закрытости, некой клубной элитарности, а наоборот, стал открытой площадкой для творческих дискуссий. При этом значительная часть такой работы была перенесена вглубь – в областные, районные и первичные организации содружества.

Справедливости ради следует отметить, что и основные проблемы творческого и организационного характера продолжают пребывать именно там, в регионах. В тех же районках по-прежнему не хватает квалифицированных кадров. Все еще немало коллективов, где главные редакторы не имеют специальной подготовки и приходят на эти должности из других профессий. Не всегда такой опыт удачен. Полезную в этом плане работу организовал наш Институт журналистики, возглавляемый бывшим редактором «Р» Сергеем Дубовиком. Специалисты с высшим образованием, желающие работать в журналистике, могут теперь в течение всего нескольких лет получить соответствующее образование.

Назову еще два блока вопросов, которые так или иначе будут подняты во время работы форума. Это профессиональный уровень сегодняшних белорусских СМИ и их финансово-материальная база. Не стану предвосхищать направление и критическую глубину предстоящих дискуссий, выскажу лишь некоторые собственные соображения на сей счет. Так, скажем, рассуждая о популярности и рейтинговых составляющих наших ведущих телеканалов и печатных изданий, думается, следует иметь в виду прежде всего их влияние на сегодняшнее общество. Недавно министр культуры РФ Александр Авдеев сделал шокирующее заявление. Самый высокий в мире уровень демонстрации насилия – на российском телевидении. Ежедневно по федеральным каналам в среднем показывают 26—29 сюжетов о насилии и убийствах. В погоне за рейтингами, рекламными деньгами, за непросвещенным зрителем телевидение наших соседей снимает с себя таким образом всякую моральную и социальную ответственность. Повторюсь, это не мои, не наши оценки. Так самокритично и болезненно воспринимают и оценивают ситуацию многие известные и уважаемые в своей стране россияне. А ведь определяя популярность, рейтинговость наших ведущих СМИ, белорусские социологи нередко берут за некую точку отсчета именно ведущие российские медиаструктуры. Встает закономерный вопрос: а надо ли нам такое соревнование?

Иногда думается: вот изловчились бы как-то наши социологи и посчитали, сколько людей отправило в тюрьмы, сколько семей и душ загубило нынешнее коммерческое телевидение? И наоборот, сколько людей спасли и возвысили те СМИ, которые выполняют государственный заказ на гуманизм, отражая, извините, бытовуху нашей жизни? Интересный был бы счет. Играть на низменных интересах легче и проще. И выглядит клубничка всегда ярче (читай – рейтинговее) горькой ягоды жизни.

В белорусской теле- и печатной публицистике сегодня пока еще преобладает гуманистическое начало. И не следует пытаться вытравить его уничижительной критикой или скороспелыми экспериментами. Однако и застой здесь опасен. Это верно. Надо непременно заботиться о росте профессионализма наших СМИ. Белорусский союз журналистов готов в этом вопросе подставить плечо Министерству информации в такой работе. Что, впрочем, мы и делаем уже сейчас. Просто потенциал содружества может быть использован еще больше, ведь не секрет: в БСЖ вступают наиболее авторитетные и подготовленные в профессиональном плане специалисты.

Недавно пришлось услышать одно любопытное определение состояния наших СМИ: они в Беларуси такие, какие у нас медицина, педагогика, футбол, хоккей… По большому счету, возразить трудно. Заметим только, что в указанные отрасли вкладываются деньги, и немалые. И никого там не упрекают куском хлеба. Возможно, и мы доживем до тех времен, когда руководитель СМИ, как футбольный тренер, сможет покупать для своего издания мастеров пера. Те же россияне давно это уже делают. И вот тут надо действительно признать, что по профессиональному уровню они в чем-то ушли вперед. Однако и отстали мы не настолько, чтобы оставить надежду достичь конкурентов на медийном поле. Тем более что есть и параметры, которые, как было отмечено, выделяют нас в лучшую сторону. Это важно. Ибо есть подозрение, что информационного соперничества, в том числе и по серьезным проблемам экономического и политического характера, нам еще долгое время не избежать. Хотя бы потому, что у каждого, как было замечено, своя правда…

Не избежать на предстоящем пленуме БСЖ разговора и о том, как чувствуют себя наши СМИ в кризисное время. В смысле финансовой составляющей. Вряд ли сей разговор будет излишне острым. Просто журналисты в этот период уподоблялись медикам, которым противопоказано болеть в период эпидемии. Надо лечить других. И журналисты лечили. Выжили сами редакционные коллективы, помогли и нашей экономике в целом. В этой связи в том числе приятно было услышать высокую оценку Президента страны Александра Лукашенко, которую он дал публично отечественным СМИ по итогам уборочной страды. Да, мы тоже пахали, косили и убирали, рассказывая прежде всего о тех, кто этим занимался непосредственно.

Вот лишь некоторые штрихи из жизни БСЖ, которые будут озвучены на предстоящем 16 декабря форуме. Разумеется, разговор будет объемнее, критичнее. Нормальный, рабочий разговор в обычный рабочий день. Без фанфар и самобичевания. По существу.

И все равно это праздник, когда мы вместе…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter