"Какая музыка играла, какие были короли...."

Среди откликов на «Колонку», опубликованную в минувший вторник, был и несколько неожиданный. «Что вы пишете о парижских бунтах, какой-то глобализации… Гляньте, что творится на наших телеэкранах, не музыка, а вакханалия, мракобесие...»

Среди откликов на «Колонку», опубликованную в минувший вторник, был и несколько неожиданный. «Что вы пишете о парижских бунтах, какой-то глобализации… Гляньте, что творится на наших телеэкранах, не музыка, а вакханалия, мракобесие...»

Можно было бы и оставить в покое сентенции автора, поскольку ответа он не требует, ничего не предлагает. Если бы не одно но…

В разных кругах, где приходится общаться, нет-нет да и слышу даже от вполне просвещенных людей спрессованную в разных аспектах мысль… Дескать, зачем нам в маленькой Беларуси столько музыкальных фестивалей, концертов… На экране едва ли не сплошная музыка. А тут еще и FМ-станции обязаны три четверти эфирного времени занимать отечественными мелодиями и исполнителями. Не глупости ли все это?..

Немного беллетристики

Давайте разберемся. Это верно, что никогда ранее в суверенной Беларуси не проводилось столько песенных праздников, начиная со «Славянского базара» и завершая «Золотым шлягером» и «Музыкальной осенью». Плюс множество региональных фестивалей, концертов на «Дожинках» и других мероприятиях. Дождь музыки! И дождь, согласитесь, яркий, сочный, целительный! Поистине белорусский, славянский. Вспомните, ни одного пустующего места в залах, на концертных площадках. Выходит, востребовано. Какой еще ответ нужен критикам?

Кропотливую и плодотворную работу в открытии и раскрутке молодых талантов демонстрирует первый канал Белорусского телевидения, оригинально и эффективно работает в этом направлении ОНТ, терпеливо и многообещающе делает это СТВ. В стране высокопрофессиональный камерный оркестр. Не устает удивлять и очаровывать сподвижничеством маэстро Финберг. Мощно заявил о себе президентский оркестр. Как же может не радовать такое наступление музыки и таланта?

Глянем теперь на ситуацию с чисто потребительской стороны. Мы уже дожили до дней, когда важно не столько количество, сколько качество. Но ведь и здесь нет повода для уныния! Не потому ли уже заметно блекнут на таком фоне «фанерные» голоса многих именитых, излишне примелькавшихся российских звезд эстрады.

Не поленился и почти целиком посмотрел 10 ноября на ОРТ концерт, посвященный Дню российской милиции. Затем сверил свои впечатления с друзьями, коллегами. Сошлись в одном: никогда еще уровень таких некогда знаменитых мероприятий не был таким серым. Сам же подумал: «угостили» бы российских правоохранителей концертом, который был на тех же «Дожинках» в Слуцке, наверняка они были бы премного благодарны.

Слегка лирики

И все же о главном. О качестве. Малоразумно было бы утверждать, что наша музыка и исполнительское мастерство переживают пик своей формы. Однако неоспорим и тот факт, что уровень этот очень высок. Достаточно высок, чтобы, вобрав в себя все доброе и лучшее, что создано признанными мастерами в этой сфере, с учетом свежих веяний и дерзости молодых совершить новый качественный шаг к подлинному расцвету и признанию.

В Беларуси удалось избежать «зеленой лихорадки» на сцене. И потому мы сегодня с удовольствием слушаем и Жанет, и Слуку… Не станем перечислять дальше, чтобы никого не обидеть. Внушителен этот ряд! Самое же замечательное и надежное в этом то, что все наши новые звезды и еще звездочки впитывают и мудрость песенных мотивов «Песняроў», и чувственную нежность «Сяброў», и еще многое другое, что определяет весь свет и блики национального колорита.

Все это не фантазии на заданную тему. Критикам и не согласным с таким выводом можно было бы посоветовать одно: почаще бывать на концертах белорусских исполнителей. Таких концертов сейчас все больше. Самых разных. По-настоящему добротных.

Недавно, правда, довелось слышать сетование одного чиновника: дескать, это верно — молодежь у нас набирает обороты, но слишком мало у нее патриотических песен и мотивов.

Полагаем, что это узкий взгляд на музыкальный процесс. В патриотизм не заталкивают плечом. Он силен тем, что рождается в утренней свежести летнего леса, на ветрах и волнах родных озер, звенит светлым ручейком любви к матери, к другу, к детям… А разве не об этом наши лучшие белорусские напевы? Подлинное искусство всегда патриотично, ибо укрепляет наше гражданское достоинство и возвышает душу.

И чуточку ностальгии по… будущему

И все-таки в том же песенном жанре что считать наиболее достойным? Ведь даже у признанных авторов всегда есть более и менее удачные произведения. Да и такие разные у нас вкусы, требования и к словам, и к самой музыке, и, разумеется, к тем, кто ее исполняет.

Казалось бы, вопрос слишком сложный, чтобы подыскать на него устраивающий всех ответ. К счастью, как часто бывает в жизни, такие ответы действительно лежат на поверхности. Так и тут. Только время через свое незримое и всемогущее сито отделяет зерно от плевел. Лучшее остается с нами и идет рядом, вливаясь в настроение, а значит, в чем-то и обычные земные дела. Часто это просто старенький (какой же он старенький!) мотив, что подхватили мы с утра в ванной, или вечерняя мелодия, с которой мы идем на встречу с друзьями, любимым человеком. Без песни внутренней, пусть и не звучащей громко, вслух, мы просто скучны. И другим, и себе. А если отказаться в таких размышлениях от философских изысков и вернуться на землю, к обозначенной теме, то можно еще раз порадоваться за тот же «Золотой шлягер», что ежегодно проводит Могилев, и пожелать ему долгой жизни.

Ностальгия – это не только взгляд в прошлое. С ней мы просыпаемся и завтра. Выходит, она тоже из твоего будущего. Так что нет в такой цепи пробелов. Жизнь – не только воспоминания о прошлом, счастливом или не очень. Это еще и трепетная тоска по будущему. Именно тоска, ибо на уровне подсознания всегда понимаешь, что многое из того, о чем поем и мечтаем, наверняка не случится.

Из сплетений таких чувств часто рождаются лучшие мелодии, песни, которые уже никогда не оставляют нас. Надо уметь быть благодарными тем, кто их дарит нам. В итоге это научит гордиться своим прошлым, пережитым. Позволит, вспоминая музыкальную эпоху конца прошлого и начала нового века, произнести: «Какая музыка играла, какие были короли…» Добавив: «Мы тоже были на том балу…»

У каждого своя мелодия…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter