Как заяц рублем стал

Сдувая пыль с истории

Михаилу Салтыкову, рязанскому и тверскому вице-губернатору, который однажды подписал свое произведение именем "надворного советника Н.Щедрина" и которого мы знаем как писателя Салтыкова-Щедрина, приписывают такой ответ на сообщение, что в Германии за рубль только полтинник дают: "Погодите, скоро за него будут только по морде давать".


Вспомнил я об этом, когда в архиве "СБ" нашел вот такое свидетельство: "23 января было особенно много организационных проблем, неразберихи, недовольства населения. Накануне сотрудники КГБ работали ночь напролет. Сначала по просьбе руководителей республиканского банка пришлось оповещать финансистов, особенно в сельских районах, потом успокаивать людей в очередях, разъяснять правила обмена денег, принимать меры по организации четкой работы обменных пунктов, охранять перевозку крупных сумм. Были случаи решительного пресечения противоправных действий отдельных лиц, которые в ультимативной форме требовали немедленно обменять им по 30 - 40 тысяч рублей. Цепной реакцией при обмене крупных купюр пошла масса нарушений и злоупотреблений в сфере торговли... В первый день сотенные купюры шли на рынках по 10 - 25 рублей. В последующие дни были, вероятно, найдены каналы обмена, и в Минске на "Комаровке" уже толпы молодцов гонялись за желающими продать крупные ассигнации. А чего стоят такие, например, факты! 22 января за три часа с момента объявления об обмене денег до полуночи в почтовом отделении железнодорожного вокзала Гомеля принято переводов на 260 тысяч рублей, что в тринадцать раз превышает обычную суточную норму. За это же время круглосуточная сберкасса в Бресте приняла от вкладчиков 1,2 миллиона рублей" ("Захват власти", 1.02.1991 г.).


Нетрудно догадаться, что речь в сообщении идет о процессе обмена денег в ходе так называемой "павловской" реформы, хотя на самом деле она проводилась по указу Президента СССР и совершенно логично, что под ним стояла подпись М.С.Горбачева. Вот, кстати, выдержки и из этого документа: "В интересах подавляющего большинства населения страны, усиления борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами и в целях нормализации денежного обращения и потребительского рынка постановляю:


Принять предложения Кабинета Министров СССР:


- о прекращении с 0 часов 23 января 1991 г. приема во все виды платежей денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и обмене их на денежные знаки других достоинств и на банкноты 50- и 100-рублевого достоинства образца 1991 года в порядке, определяемом Кабинетом Министров СССР;


- о введении ограничения в первом полугодии 1991 года, начиная с 23 января 1991 г., выдачи наличных денег со вкладов граждан в учреждениях сберегательного банка и всех других банков максимальной суммой 500 рублей в месяц ("О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинства 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан", 24.01.1991 г.).


Вспомнив об этом, логично продолжить разговор о деньгах. Тем более что благодаря публикациям начала 90-х годов легко обозначить многие стадии становления белорусского рубля. Ну вот хотя бы такой эпизод:


"В соответствии с программой перехода Республики Беларусь к рыночной экономике и в целях усиления заинтересованности коллективов предприятий и индивидуальных производителей в увеличении выпуска товаров народного потребления, оказания услуг населению и повышении их качества Совет Министров Республики Беларусь постановляет:


1. Осуществить начиная с 3 января 1992 г. переход к применению свободных розничных цен на товары народного потребления (кроме хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочной продукции, детского питания, мяса и мясопродуктов, исключая мясные консервы, копчености и полукопченые колбасы), а также тарифов на услуги населению..." ("О дальнейшей либерализации розничных цен", 2.01.1992 г.).


И заодно строки из первого репортажа после начала реформ:


"К этому посещению нас готовили долго и методично: будет больно, очень больно, но надо терпеть - другого пути, кроме как на рынок, у всех нас нет. А на рынке цены устанавливают спрос и предложение. Любой же диктат оборачивается пустыми прилавками.


...Со странной смесью страха и любопытства захожу вместе с покупателями в маленький продуктовый магазинчик рядом с домом. Полная пустота. Но не тишина - ее нарушает сердитый мужской голос:


- Как, и "жвачка" по купонам? Вы что, с ума посходили?


- При чем тут мы, - слабо парирует кассир. - Нам сказали - мы требуем. Сейчас все по купонам..." ("Еще не вечер", 4.01.1992 г.).


Как видно, следом за отпуском цен Правительство в начале 1992 года ввело в стране купоны. Помните эти бумажные "простыни", которые вырезали продавцы параллельно с приемом денег?! Однако не успели люди привыкнуть к ним, как в мае 1992-го на территории Беларуси появились первые "зайцы". И опять-таки: на самом деле первые суверенные деньги нашего государства назывались расчетными билетами Национального банка, однако что можно поделать с народной молвой, если на купюре достоинством "адзiн рубель" был нарисован заяц?! Сперва "зайчики" ходили параллельно с советским рублем (по курсу 10:1), но ситуация в стране и вокруг нее менялась столь быстро, что в июле 1993-го Правительство было вынуждено окончательно перейти на "расчетные билеты". При этом, правда, никто не спешил отказываться и от советского/российского рубля.


"Теперь, зная уже результаты встречи российской и белорусской делегаций в Заславле, можно сказать, переговоры шли трудно. Курс обмена наличных денег до сих пор окончательно не определен. Но об этом - позже. Главное... что объединение денежных систем России и Беларуси состоится... Вхождение Беларуси в рублевую зону важно не тем, что вместо "зайчика" появится российский рубль, а тем, что будет установлен паритет цен. Сегодня мы у России покупаем нефть по 77 долларов за тонну, в то время как своим потребителям она продает по 45 долларов. Аналогичная картина и с природным газом: Беларуси - по 74 доллара за 1 тысячу кубических метров, российским потребителям - по 17 долларов. Только за счет разницы в ценах на эти два вида энергоносителей Беларусь потеряла в прошлом году 700 миллионов долларов. Предполагается, что объединение денежных систем произойдет одномоментно. Объявят дату и выплатят: кому зарплату, кому пенсии и т.д. в российских рублях. Остатки средств по вкладам пересчитают, а наличные деньги обменяют. Только вот когда это случится? Сроки на переговорах не оговаривали, но, судя по всему, ждать долго уже не придется" ("Рубль все же вытеснит "зайчика", 9.02.1994 г.).


Корреспондент "СБ" писал об этом через несколько месяцев после подписания Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией, Узбекистаном и Таджикистаном соглашения о создании рублевой зоны нового типа (сентябрь 1993-го). Но, как ясно из дальнейшей истории, в каждой из этих стран в итоге предпочли развивать свою денежную систему. И теперь мы все так же мечтаем, несем впереди себя это ужасающее "деньги, деньги, деньги", словно соглашаясь с Уильямом Сомерсетом Моэмом. Конечно, "деньги - это шестое чувство, без которого остальные пять бесполезны". Но деньги - это еще в переводе с тюркского и "тенге". А тенге - это деньги Казахстана, страны, которая ввела свою национальную валюту одной из последних в бывшем СССР...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter