Как «зацепить» дальнобойщика?

Такие  кафе,  как  «Ветразь»,  могут  примирить  с  «придорожной»  действительностью.  Но  их  до  обидного  мало…

Такие  кафе,  как  «Ветразь»,  могут  примирить  с  «придорожной»  действительностью.  Но  их  до  обидного  мало… 

Однажды — дело было в Польше — я вместе с группой белорусских туристов попала в нешуточную переделку. Туристическая контора нас элементарно «кинула», и ночью мы — двадцать человек с тремя малыми детьми — остались в чужой стране практически на дороге. К счастью, мучились недолго: добрый поляк, владелец маршрутки, в считанные минуты подбросил нас до ближайшего отеля на трассе. Это был, к нашему удивлению, самый  настоящий мультикомплекс — с автозаправкой, гостиницей, магазинами, рестораном, кафе. Снять отличный номер здесь на тот момент можно было всего за 10 у.е.  Помню, подумала тогда: а как бы мы справились с подобным форс-мажором в нашей стране? Дороги в Беларуси — это  да, с польскими и не сравнить. А вот  то, что принято официально именовать объектами придорожного сервиса… 

Едем как-то утром с коллегой по трассе Минск—Витебск. Тот долго рыбачил, устал, кофейку ему вдруг захотелось. Недалеко от райцентра Ушачи, на повороте у мемориального комплекса «Прорыв» заметили долгожданный «объект». Неказистый такой частный павильончик-кафе, где наверняка мы могли бы перекусить. Но не успели туда войти, как сразу оказались в отличной богемной компании — местные «синяки» тут тусили вовсю. Давненько так «приятно» не проводили время — кофе, сваренный в итальянской (!) кофеварке, напоминал пойло, стоил 3 тысячи рублей, плюс разборки веселых забулдыг. После чего мы долго не решались на пути в Минск где-нибудь остановиться.  Впрочем, особо и негде было. На 200 километров трассы всего три кафе у дороги. Рискнули, впрочем, зайти в «Ветразь» — «объект» Лепельского райпо. И не пожалели: вполне достойный образец придорожного сервиса еврокласса. Современные интерьеры, выбор продуктов и полуфабрикатов, которые разогревают по желанию клиента, вкусный кофе и «некусачие» цены. Скажем прямо, «Ветразь» примирил меня с «придорожной» действительностью. 

— Это еще ничего —  на трассу три кафе! — утешал меня коллега. — Вот когда едешь из Браслава на Миоры  — на сто километров ничего абсолютно! А ведь начинается туристический сезон. Почему бы не придумать что-то для отдыхающих?  Так что пока беру ссобойки. Пока мне это удобнее, дешевле и безопаснее, — тут он живописал, как его чуть не стошнило от заскорузлых бутербродов с сыром в кафе у деревни Паричи (на трассе Минск—Светлогорск) и призывных взглядов местных путан за соседними столиками. — В общем, — заключил коллега, — какой там сервис у дороги, мне пока не важно. 

А вот мне такие мелочи жизни важны очень. Нередко выезжая за пределы столицы по делам, я всегда стараюсь где-нибудь остановиться. Выпить чаю и заодно сделать выводы относительно прогресса в этой сфере, столь важной для дальнобойщиков, путников, иностранных туристов и, конечно, нас, журналистов. Выводы пока неоднозначные. С одной стороны, я радуюсь самой малости — тому, что объекты эти, какие-никакие, но появляются у дорог, хотя еще лет пять назад можно было ехать по трассе километров 600 — и ничего. Тут и частники инициативу проявляют, и кооператоры, и местные власти. С другой — в тех кафе у дорог, что уже есть, зачастую то сервис хромает, то цены неподъемные. Всякий ли из нас готов за одну отбивную и чашку кофе выложить 6 тысяч рублей, как в тех же Паричах? Увы, такие достойные объекты общепита на трассе, как лепельский «Ветразь», где во всем соблюден разумный баланс, пока исключение. Более того, их, в принципе, до обидного мало. 

Что любопытно — здания, где могли бы эффектно разместиться придорожные кафе и отели, в Беларуси есть, и немало. Не так давно при выборочном обследовании придорожных полос протяженностью 1690 км республиканский Комитет госконтроля обнаружил 142 неиспользуемых или пустующих капитальных строения. Они стоят недалеко от трасс и близки, что важно, к объектам туристической инфраструктуры. Так, в придорожной полосе в 250 метрах от озера Свитязь, что в Новогрудском районе, стоит себе заброшенное с 2000 года здание столовой-бара «Свитязь» (на балансе Барановичского отделения БелЖД). Уже готовятся документы на его продажу, хотя особых мер по вовлечению объекта в хозяйственный оборот местными властями не принималось. И это при том,  что строение расположено в пляжной зоне отдыха озера Свитязь, где никакого общепита днем с огнем не сыскать. 

Мне понятно, почему собственники пустующих строений не торопятся их запускать на «дорожную орбиту». В Шкловском райисполкоме как-то рассказали, что и рады бы развивать такой сервис, да не очень-то к ним идут, то есть едут, путники. Кто-то обходится ссобойкой, кому-то дорого. Вот и, приличные во всех смыслах, получаются эти объекты  убыточными, при всем благородстве первоначального замысла. В лучшем случае они украшают трассу симпатичным фасадом, в худшем — становятся прибежищем для всякого рода сельских лоботрясов, жаждущих «нагрузиться» с утра. 

Но вот и хорошие новости для владельцев объектов придорожного сервиса — им уже готовы предоставить преференции. Например, их на пять лет могут освободить от уплаты подоходного налога.  Эта и другие льготы, по словам  начальника управления дорожной сети Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Александра Головнева, значатся в проекте указа (сейчас на согласовании в Администрации Президента), который предусматривает предоставление многочисленных льгот владельцам объектов придорожного сервиса. Вообще, судя по всему, подвижки в этой сфере грядут, и очень скоро. Не так давно  Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал от Белкоопсоюза активнее  развивать такой сервис в стране, причем «делать это нужно быстро, поскольку у нас во многих местах нормальный придорожный сервис просто отсутствует».  А  премьер-министр страны Сергей Сидорский призвал руководство Минтранса «создать такую микро- и макросреду, чтобы в придорожный сервис активно шли инвесторы, чтобы в министерстве очередь стояла с предложениями от них». Руководитель правительства сказал: «Делайте работу так, чтобы достичь результата и чтобы люди это видели».  Вот лично я, признаюсь, очень хочу увидеть этот результат хотя бы ближе к лету, когда в вояж по родным просторам отправятся тысячи туристов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter