Как защитить сельчан от капризов погоды и безденежья?

В Столинском районе, как и любом другом регионе покрытого болотами Припятского Полесья, земля всегда была на вес золота.

В Столинском районе, как и любом другом регионе покрытого болотами Припятского Полесья, земля всегда была на вес золота. Поэтому местные жители издавна приучились на ней усердно трудиться, узнали секреты получения богатых урожаев. Однако для того, чтобы уровень жизни населения продолжал расти, привычный аграрный уклад неизбежно придется менять. Как при этом соблюсти разумный баланс интересов государства и местных владельцев приусадебных хозяйств, фермеров? Об этом “НГ” спросила у председателя Столинского райисполкома Алексея ДЕМКО.

— На чем сегодня держится благосостояние Столинщины?

— Исторически так сложилось, что основной профиль района — сельскохозяйственный. У нас насчитывается около 21 тысячи личных подсобных хозяйств, 29 фермерских хозяйств и 24 сельхозпредприятия разных форм собственности.
Особенно развито мясо-молочное направление и овощеводство. Причем в последнем мы, можно сказать, очень преуспели. Овощи со Столинщины отправляются в различные регионы Беларуси, а также поставляются на экспорт, прежде всего в Россию.
Успешность нашей работы в значительной степени зависит от кропотливого крестьянского труда, а также от погоды. От нее мы всю жизнь зависели и будем зависеть. Правда, говорят, что хорошие погодные условия помогают только хорошему хозяину, а лентяю ничто не поможет. Если работаешь, соблюдая технологии, то погода просто помогает умножить урожай.
Как бы там ни было, но мы понимаем, что для повышения устойчивости социально-экономического развития района необходимо снижать риски, расширять производство, создавать новые рабочие места.

— Например, активнее перерабатывать овощи?

— Да, это один из наших приоритетов. Зачем нам продавать овощи и фрукты, если мы можем их сами переработать и получить больше денег? Основа для этого есть — на территории района работает Горынский консервный завод. К сожалению, в настоящее время он находится не в самом лучшем экономическом положении. Поэтому мы ищем инвесторов. Необходимо модернизировать, в частности, огуречную, гороховую линию.
Однако наращивание производства — это только полдела. Необходимо искать надежные рынки сбыта. Пробиться в ту же Россию крайне сложно. Горынская продукция на экспорт отгружается, но чаще всего это происходит с участием посредников. 

— Какие надежды возлагаете на реализацию программы развития Припятского Полесья, на территории которого находится Столинщина?

— Эта программа, как мы рассчитываем, принесет экономике нашего района большие изменения. Планируется наращивать объемы сельхозпроизводства. Если, например, в минувшем году мы произвели 70,7 тысячи тонн молока, то через пять лет должно быть не менее 100 тысяч тонн. В целом за пять лет объем производства сельхозпродукции должен вырасти в полтора—два раза.
За тот же период предполагается создать около двух тысяч новых рабочих мест. Они появятся, например, на комбинате стройматериалов. Предполагается ввести мощности по хранению и переработке овощей. Собираемся открыть и что-то вроде овощного логистического центра. Кроме того, около деревни Городная предполагается разрабатывать месторождение стекольных песков — сырья, которое сегодня Беларуси приходится преимущественно экспортировать.
Хотелось бы, чтобы активнее развивался малый бизнес, приходили инвесторы. Ведь наш район может быть интересен и с точки зрения развития агроэкотуризма. Нынешняя относительно низкая активность инвесторов отчасти объясняется тем, что Столинский район находится в стороне от основных дорог. Однако в ближайшие годы планируется построить паромную переправу, которая напрямую свяжет Столинщину с Лунинецким районом. Больше не придется ехать в объезд, тратить много времени. Интерес к региону может вырасти.

— Каким образом в дальнейшем планируется распоряжаться земельными ресурсами? Ведь на расширение претендуют и большие сельхозорганизации, и фермеры, и владельцы личных подсобных хозяйств...

— Некоторые сгоряча советуют всю землю раздать в частные руки, мол, частники работают эффективнее крупных сельхозпредприятий. С одной стороны, фермеры действительно добиваются хороших результатов. Но с другой, они ориентируются на рыночный спрос. Будет выгодно выращивать капусту или морковку — они будут ими заниматься. А если нет, так переориентируются на что-то другое. Кто тогда будет выполнять госзаказ, обеспечивать продовольственную безопасность страны?
К тому же нельзя забывать, что крупные сельхоз-предприятия в отличие от тех же фермеров несут существенную социальную нагрузку, выступают для сельчан гарантами социальной защищенности. Поэтому мы поддерживаем самое активное развитие фермерства, но не в ущерб общим интересам.
Следует учитывать, что кроме фермеров на землю есть и другие претенденты. На Столинщине немало многодетных семей. Дети вырастают, каждый из них хочет иметь собственное подсобное хозяйство. Чтобы решит эту проблему, нам приходится регулярно изымать земли у коллективных хозяйств и передавать их под личные наделы. Только в нынешнем году дополнительно выделили около 300 гектаров.
Развитие на селе социальной инфраструктуры (строительство детских садов, пунктов бытового обслуживания и других объектов) будет содействовать занятости людей, их нравственному совершенствованию. А значит, молодежь будет оставаться работать на селе, активнее участвовать в приумножении богатств родного края. К чему так всегда стремились и стремятся полешуки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter