Как засевать информационное поле

Средства массовой информации в Беларуси не на 10, не на 20, а на 100 голов выше российских.

Средства массовой информации в Беларуси не на 10, не на 20, а на 100 голов выше российских.

Такое мнение высказал Госсекретарь Союзного государства Беларуси и России Павел Бородин на коллегии Министерства информации, состоявшейся 29 января. Российские СМИ, телевидение в частности, по мнению Павла Бородина, изобилуют сюжетами о насилии, незатейливых развлечениях звезд, «любви в школе». Это совершенно непродуманная информационная политика. Подобного не Лилия Ананич, Всеволод Янчевский, Олег Пролесковский. фотовстретишь ни в Европе, ни в Америке. Информационная политика, которая проводится в Беларуси, считает Госсекретарь Союзного государства, оправданна и лучше отвечает потребностям общества.
О том, как будет формироваться информационное пространство республики в ближайшее время, как раз и говорили на коллегии министерства. В фокусе внимания работников отрасли оказалось развитие печатных и электронных СМИ, книгоиздания и полиграфии.

Издания XXI века

На 1 февраля 2010 года в Государственный реестр средств массовой информации Беларуси было включено 1048 печатных СМИ. Из них 749 являются негосударственными. Подавляющее большинство газет, естественно, представляет регионы.
Интересен тот факт, что в 2009 году, когда у многих печатных изданий упал тираж (в соседней России по этой причине закрывались целые издательские дома), белорусская региональная государственная пресса смогла не только удержать, но и увеличить тиражи. Это говорит о востребованности местной информации. Вместе с тем, хотя современные районки далеко продвинулись и по качеству полиграфии, и по содержанию, для того чтобы стать «газетами XXI века», им еще многое предстоит сделать, считает министр информации Олег Пролесковский. Одна из первоочередных задач – расширение своего присутствия в Интернете. По мнению министра, собственный сайт или хотя бы страничку на сайте исполкома должна иметь каждая районная газета. Кроме того, Олег Пролесковский озвучил идею создания совместно с Белорусским союзом журналистов портала, на котором были бы представлены все белорусские СМИ.
В свою очередь, помощник Президента Беларуси, начальник главного идеологического управления Администрации Президента Всеволод Янчевский обратил внимание Мининформа на ситуацию с ведомственными СМИ. По словам помощника Президента, «хозяйственных журналов» в стране неоправданно много. Это ведет к проблемам административной подписки. Ведь не секрет, что в некоторых ведомствах обращающимся в них организациям мягко, но настойчиво «советуют» подписаться на то или иное издание. Такой порочной практики быть не должно.

К переходу на «цифру» пока не готовы

Всеволод Янчевский высказал также мнение, что программа развития в Беларуси цифрового телевидения нуждается в корректировке. До сих пор эта программа существовала как некий отраслевой проект Министерства связи и информатизации – внимание уделялось преимущественной технической стороне вопроса. Однако цифровое ТВ – это не только техника, но и контент, и реклама, и политика, и экономика. Между тем, по данным Мин-информа, сегодня на трех центральных белорусских каналах выпускают всего восемь программ в цифровом формате. Прямо скажем, не густо, если учесть, что переход на «цифру» планируется осуществить к 2015 году.
Еще одно «узкое место» – отсутствие в республике системы измерения зрительских рейтингов телеканалов и телепрограмм. Подобные системы, по словам Всеволода Янчевского, внедрены на всем евразийском пространстве кроме Беларуси. В результате неизвестно, каким каналам и программам отдает предпочтение зритель, что, конечно, не способствует развитию телевидения.

Как пройти на рынок

Серьезного пересмотра, по мнению министра информации, требует стратегия развития издательско-полиграфического сектора. Полиграфпредприятия сегодня не должны пассивно сидеть в ожидании заказов – нужно активно искать новых заказчиков самостоятельно, в том числе и за рубежом – в России, Польше, Украине, странах Балтии, считает Олег Пролесковский. Необходимо учиться умело, по-хозяйски распоряжаться и белорусским книжным рынком. Если наш рынок привлекателен для зарубежных издательств, то при переговорах с ними нужно требовать, чтобы хотя бы часть продукции печаталась в Беларуси, предложил министр.
В свою очередь, перед книготорговлей стоит задача по расширению торговой сети, внедрению методов современной логистики. А книжные издательства должны выпускать востребованную, окупаемую литературу, осваивать новые сегменты рынка.

Лариса ВЛАДИМИРОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter