Как зарекомендовала себя приемница?

Кассационной коллегии Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь исполнился 1 год

Кассационной коллегии Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь исполнился 1 год

С целью обеспечения более качественного и независимого правосудия дела в порядке кассации вот уже в течение года рассматриваются не в хозяйственных судах областей и города Минска (как было ранее), а исключительно специально созданной кассационной коллегией Высшего хозяйственного суда. Она проверяет законность и обоснованность судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой и апелляционной инстанций.

«Р» взяла интервью у заместителя председателя Высшего хозяйственного суда – председателя кассационной коллегии ВХС Алексея ЕГОРОВА.

— Созданная год назад кассационная коллегия стала преемницей ранее действовавшей коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов. Каковы основные отличия между ними?

— Ранее действовавшая коллегия не могла непосредственно пересмотреть судебный акт первой инстанции, поскольку в прежней редакции ХПК предусматривалось обязательное обращение с жалобой во все нижестоящие инстанции, и только потом жалоба могла быть адресована должностному лицу, полномочному приносить протест в надзорную коллегию. Следовательно, кассационная инстанция в отличие от коллегии является более доступной (открытой) для лиц, реализующих конституционное право обжалования судебных актов.

Во-вторых, срок обращения в кассационную инстанцию существенно отличается от срока обращения с жалобой к должностным лицам, имевшим право принесения протеста в коллегию. В соответствии со статьей 295 ХПК, кассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения. По ХПК 1998 года срок рассмотрения дела коллегией в некоторых случаях мог доходить до четырех месяцев.

С этим связано и третье отличие. Можно с уверенностью сказать, что, наряду с оперативностью деятельности кассационной инстанции, возрастет и ее эффективность. Это связано с тем, что жалоба, адресованная в кассационную инстанцию, рассматривается уже не единолично должностным лицом (по его поручению одним из судей коллегии), а составом в количестве не менее трех судей непосредственно в судебном заседании, что повышает авторитет принимаемых судебных постановлений в кассационной инстанции. Ответ на жалобу сопровождается не решением должностного лица об отказе в принесении протеста или принесением протеста в коллегию, а судебным актом, который заинтересованное лицо имеет право обжаловать в порядке надзора.

Можно констатировать, что производство в хозяйственном суде кассационной инстанции является дополнительной гарантией справедливости судебного постановления и в наибольшей степени призвано обеспечить защиту прав и интересов заинтересованных лиц, а также единообразную практику хозяйственных судов.

— Каковы итоги работы возглавляемой вами, Алексей Петрович, кассационной коллегии Высшего хозяйственного суда в 2005 году?

— В прошедшем году в кассационную коллегию поступило более 1,5 тысячи жалоб (протестов), из которых рассмотрено около одной тысячи.

Сравнивая количество обращений в ранее действовавшую коллегию за аналогичный период, можно констатировать рост как поступивших, так и рассмотренных кассационных жалоб почти в два раза.

С уменьшением сроков рассмотрения жалоб усилилась интенсивность труда судей, рассмотрение кассационных жалоб в судебном заседании повысило требования к качеству ведения процесса. Таким образом, нагрузка на судей кассационной коллегии существенно увеличилась по сравнению с той, которая имела место в рамках функционирования коллегии ВХС по проверке законности решений хозяйственных судов.

— Увеличивается количество рассматриваемых жалоб, нагрузка на судей растет. Не страдает ли качество принимаемых коллегией постановлений?

— Обращаясь к статистическим данным, можно отметить, что отмена президиумом Высшего хозяйственного суда постановлений кассационной коллегии не превышает 3 процентов от числа всех рассмотренных жалоб.

В основном это вынесенные коллегией постановления по так называемым практикообразующим делам. По ним отсутствует практика применения законодательства в рамках системы хозяйственных судов.

На протяжении года мы отмечали неослабевающий интерес к принятым кассационной коллегией постановлениям со стороны судей хозяйственных судов, субъектов хозяйствования, государственных органов.

Практика кассационной коллегии изучается, при этом используются различные способы и методы: от плановых обобщений по тем или иным категориям споров до оперативного анализа информации по возникшей проблеме в связи с рассмотрение жалобы. Позиция, выработанная по конкретным практикообразующим делам, доводится до сведения как судей – членов кассационной коллегии, так и до судей хозяйственных судов областей и Минска.

— С какими трудностями, Алексей Петрович, столкнулись судьи кассационной коллегии при работе в новых условиях?

— Трудности были обусловлены новизной процессуальных норм и неординарностью ситуаций, возникавших на первых порах, шла так называемая обкатка на практике положений новой редакции ХПК.

Так, пришлось определить позицию относительно обжалования судебных постановлений, вынесенных за несколько месяцев до вступления в силу новой редакции ХПК. Фактически стороны не реализовали свое право на обжалование судебного постановления по старому ХПК и утратили право на обращение в кассационную коллегию по новому.

В данной ситуации мы пошли на предоставление сторонам, по аналогии с ранее действующим ХПК, возможности обращения в течение года с жалобой на судебные постановления, вынесенные по ранее действующему ХПК в кассационную коллегию.

Постоянно возникают вопросы, требующие толкования новых процессуальных норм, связанные с основаниями возврата кассационных жалоб. Проведенное недавно обобщение практики возвращения кассационных жалоб выявило ряд проблем, разрешение которых в ближайшее время планируется в рамках принятия постановления президиума Высшего хозяйственного суда.

С момента создания деятельность коллегии находится под пристальным вниманием руководства Высшего хозяйственного суда. Нами апробировались различные варианты и подходы по организации нашей работы. Изучен опыт наших коллег из государств – участников Содружества Независимых Государств. Кое-что мы даже позаимствовали.

— Планируется ли в ближайшее время какие-либо изменения в законодательных основах работы коллегии?

— Наработанная при осуществлении судопроизводства практика позволяет оперативно реагировать на различные проблемы, возникающие при применении действующего законодательства, что, в свою очередь, значительно экономит время и средства на проведение необходимых исследовательских работ по анализу нормативных правовых актов и выработке соответствующих предложений по их совершенствованию.

По результатам работы коллегии за прошедший период нами подготовлен проект постановления пленума ВХС «О регламенте кассационной коллегии Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь», который будет рассмотрен на ближайшем заседании.

Пользуясь случаем, хочу сообщить читателям: судьями и специалистами Высшего хозяйственного суда, хозяйственных судов Минской области и Минска, а также известными учеными Республики Беларусь подготовлен научно-практический комментарий к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь. На страницах комментария можно найти ответы на многие вопросы применения ХПК, а также ознакомиться с некоторыми аспектами развития хозяйственного процесса в Республике Беларусь, а также новеллами новой редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter