Он был одним из лучших кузнецов своего времени. Еще во времена Советского Союза создал первый кузнечный кооператив. Потом стал вице-президентом Союза кузнецов СНГ. К нему в Глубокое ездили учиться мастерству из самых разных стран. Его работы украшают сегодня Витебск, Минск и многие другие большие и маленькие города Беларуси. Трудно говорить о нем в прошедшем времени, но недавно Александр Сергеевич Дубина - кузнец по профессии и по призванию - умер. За два дня до смерти, превозмогая страшные боли, он согласился встретиться со мной.
Отец
Александр Дубина окончил театрально-художественный институт, потом работал учебным мастером на кафедре декоративно-прикладного искусства. Его отец не был кузнецом, просто еще студентом Александр почувствовал, что понимает язык металла.
- Сейчас много кузнецов, и почти все они работают на станках. Но это не искусство. Штамповка! У настоящего кузнеца никогда не будет двух одинаковых работ. Потому что делается все руками, а рукам диктует душа. Понимаете, какие бы я ни рисовал эскизы, истинные эскизы у меня только внутри, - рассказал Мастер. - Иногда так увлечешься или, наоборот, если что-то долго не получается, то можно просидеть в кузне и ночь. А другой раз чувствуешь, что душа к работе не лежит и приходится ждать, даже по нескольку дней, вдохновения.
Александр Сергеевич был настоящим художником.
- Ко мне много народа приезжало учиться. Но лучшим стал Денис - мой сын, - не скрывая гордости, сказал мне отец.
Сын
В семейной кузнице дымно. От горящего горна пышет жаром. А венчает горн большой семейный герб.
Кузнец нагревает железо, потом быстро переносит большими щипцами красный раскаленный прут на наковальню и звонко бьет по нему молотком. Прут извивается, как живой. Потом кузнец снова раскаляет прут и бьет уже другим молотком. Инструменты удобно разложены у наковальни: молотки, молоточки, кувалды и даже балда - самый большой молот, и я его поднять не смогла вообще.
Денис Дубина - молодой человек атлетического сложения. Он не просто постукивает молотками разного веса. Он своими руками и душой заставляет оживать грубую и бесчувственную арматуру.
Вспоминает, как ездили с отцом по деревням и искали самый лучший инструмент, оставшийся в наследство от кузнецов начала прошлого века. Все стены в кузне в каких-то больших и малых приспособлениях.
- Для того чтобы выковать любое изделие, необходимо сделать несколько приспособлений, специальных для каждой операции, - объясняет Денис.
Первый раз он пришел в кузню к отцу лет в 12, еще школьником. Стало интересно - и мальчику дали сделать какую-то маленькую работу. Не получилось. Разозлился и ушел. Вернулся уже после школы, чтобы остаться навсегда.
- Отец всегда говорил мне и другим своим ученикам: "Может не получиться с первого раза и даже с десятого. Но с сотого обязательно получится!"
Истину отцовских слов Денис в прямом и переносном смысле вбивал в себя и в железо каждый день - кропотливо и настойчиво. И сегодня даже его жена не обижается, что работа для Дениса всегда на первом месте. Творчество нельзя вписать в какие-то рамки.
- Понятно, что многие скорее спешат сделать работу, чтобы вернуться домой. А я стараюсь быстрее расправиться с домашними делами, чтобы прийти в кузницу. Иногда работа даже снится, - признается Денис.
Станков, облегчающих работу, сын, как и отец, не признает
: - Может, с их помощью и получается более точно. Но как же фантазия? Ремесло, которым занимался отец, а теперь и я, называется "художественная ковка". Понимаете, художественное мастерство, и я своей работой стараюсь оправдывать эти слова.
Глядя на то, что делает этот человек, сомневаться в его искренности не приходится. То, что железо в его руках оживает, - не просто метафора. Настоящий мастер понимает язык металла, чувствует его характер. Денис на ощупь может определить точный размер изделия до миллиметра. Говоря о металле, молодой кузнец даже слова употребляет какие-то необычные
: - Из мягкого металла можно делать одни изделия, из твердого - другие. Железо может слоиться, оказаться перекаленным или недокаленным. Это как раз тот случай, когда надо уметь почувствовать его. Вот входная брама перед костелом в соседних Докшицах. На первый взгляд она может показаться простой. А для нас с отцом это была одна из тяжелейших работ, потому что весь узор состоит из круглых фигур, но сделано это без сварки!
После я увидела кованые браму и забор перед этим костелом и ахнула. Представьте себе железные прутья, искусно завязанные узлами или аккуратно соединенные клепками!
Сегодня уже к Денису, как когда-то к его отцу, приезжают обучаться удивительному мастерству - ковке. Но мастерами становятся единицы. Большая половина не выдерживает первого, главного, условия - обладание физической силой. У многих так и не просыпается вдохновение. Одним из самых достойных учеников оказался зять Дубины - тоже Денис, но Колонтай.
Семья
- Еще до знакомства с дочерью Александра Сергеевича я как-то зашел в эту кузню и пожаловался своему тезке, что не могу найти работу, - рассказывает Денис Колонтай. - И тут Денис мне говорит: "Зачем тебе искать работу? Переодевайся и становись рядом!"
Целый год Денис Колонтай ходил в подмастерьях, делал мелкую работу, а потом стал замечать, что чувствует размер, накал. И постепенно, что называется, влился в коллектив. Сейчас в кузне работают два кузнеца - оба Дениса.
- А сыновей своих вы будете обучать этому мастерству? - не могла не спросить.
Денис Дубина отвечает уверенно: "Я бы хотел, чтобы мой сын стал кузнецом, хотя работа эта не из легких". У этого Дениса пока детей нет. Зато у Колонтаев растет сын Петр. Сейчас ему чуть больше года. И ребята с улыбкой рассказывают, что кузница - одно из любимых Петиных мест: "У него даже молоток свой есть" - снимают со стенки махонький такой, но все-таки молоток!
Букет роз
Вообще, утверждают кузнецы, из железа можно сделать все - от кухонной утвари до всевозможной мебели. И демонстрируют кроватки и кровати, полочки, тумбочки... Дом кузнецов, естественно, окружен удивительно красивым забором с воротами и калиткой, по которой, причудливо изогнувшись, "гуляет" железная кошка.
Тот, кто имеет знакомых кузнецов, знает, что самый дорогой подарок мастера - роза. "Причем такая, чтобы казалось, что она пахнет", - сказал мне Александр Дубина. Потом и сын его подтвердил: "Роза считается высшим классом кузнечного мастерства. Делать ее трудно и интересно. Мой отец сделал десятки роз для своих друзей. Я - пока только 5. И очень хочу, чтобы мой букет в итоге оказался большим".
А еще гордостью каждого кузнеца является меч. Настоящий, боевой. "Правда, сейчас такого железа нет", - говорит Денис и демонстрирует меч, сделанный его отцом.
А еще парни мечтают осуществить идею Дубины-старшего. Тот как-то узнал, что в начале 50-х годов у местного секретаря райкома была бричка-линейка. Услышал Александр Сергеевич об этом от бывшего кучера секретаря. Старик жаловался, что списанная после появления машин бричка почти развалилась. А ведь это живая история! Александр вместе с сыном поехал к старику, нашел в сарае оставшиеся детали, снял размеры и сделал копию брички, только кованую и в два раза меньше. За это творение Дубине предлагали тысячу долларов, но разве ему есть цена! Сейчас два Дениса подумывают над тем, чтобы сделать-таки бричку в реальном масштабе, а потом покататься на ней...
Надеюсь, и эта, и много других новых идей обретут свою жизнь в жаркой семейной кузнице. От нас ушел великий мастер, но дело его продолжает жить, а значит, живет и его душа. Живет, раскаляясь в пламени горна, извиваясь красными прутьями на наковальне под ударами молотков. Живет в созданных им причудливых металлических кружевах и розах. Будет и дальше жить и радовать людской глаз в творениях его последователей.
Как закалялась стать
Он был одним из лучших кузнецов своего времени.