Как закалялась сталь

Впервые за 20 лет белорусы начали сдавать лом дома, а не в России

Впервые за 20 лет белорусы сдают лом дома, а не в России

Доверху загруженная железом фура с замазанными грязью номерами спешит куда? Конечно, в Россию — там принимают дороже! По сей день так считает большинство обывателей. Хотя многие в курсе: с лета 2011 года ставки на рынке вторичной переработки лома черных и цветных металлов многократно выросли. Вместе с ними на 180 градусов изменился и вектор поездок за «железным рублем». Так что теперь грузовик с прицепом металлолома, скорее всего, мчится в один из заготовительных пунктов. Причем на белорусской территории.

Люди мерзнут за металл

Письма об очередях на гатовском «Вторчермете» начали приходить в редакцию с осени. Мол, водители вынуждены ночевать у ворот по несколько суток. Появились спекулянты, торгующие местом в очереди, дышать от выхлопов дизельных двигателей просто нечем и так далее. Мы набрали тогда пункт приема и поинтересовались: что ж так? Но «Р» поспешили успокоить: с 1 декабря в Гатово введут предварительную запись — отныне в сутки по 70 машин. Больше ни-ни. Действительно, на время все затихло. Но после праздников опять начали звонить обозленные граждане: «Почему в Гатово у населения не принимают металл?» Мы решили разобраться, что же там все-таки происходит.

30 января, 8.30 утра. У ворот «Вторчермета» пустынно, ни намека на очередь. На проходной пояснили: «Все сотрудники на больничном с 11 января, грипп. Звоните 1 февраля». При этом на площадке для юрлиц все очень даже работает: 2—3 машины без спешки заехали на контрольные весы и через пару минут выехали налегке. Странно: почему бы не перебросить часть специалистов на первую площадку? Раз есть спрос. «Да денег там нет на прием, оттого и «болеют», — устал слушать мои увещевания куривший на пороге работник «Вторчермета». 

— Что и говорить, с введением новых закупочных цен на лом чугуна и стали мы столкнулись с невиданным доселе ажиотажем. С лета у нас очереди в три ряда, с декабря вынужденно работаем в режиме предварительной записи. Но все равно, подав заявку сегодня, вы сможете сдать металл только через неделю. Семьдесят машин в день — это очень много, — говорит Сергей Гладкий, заместитель генерального директора по производству ГО «Белвтормет». — Если сравнивать два последних года, разница особенно заметна. В 2010-м население сдало 78,8 тысячи тонн металлолома, в 2011-м — уже 185,5. В два с половиной раза больше! Никогда не забуду картину утром 4 января. Несмотря на мороз и только что завершившиеся праздники, в Гатово стояла целая вереница машин, причем некоторые из них — с российскими номерами. Очевидно, что как только цены на металл в Беларуси и России сравнялись, для многих жителей республики это стало главным источником заработка. Причем основной удар почему-то пришелся на Гатово: сюда повезли лом из Узды, Логойска, Вилейки, Брянска, Смоленска…

«Железная» лихорадка 

Информацию о дефиците средств на закупку лома у населения замгендиректора не подтвердил. Но и не опроверг. Сказал лишь, что, если есть чем платить, расчет идет день в день. В противном случае приема нет. Что же до удобства клиентов, то во многих пунктах заготовки металлолома по стране уже проведена модернизация площадок, весовых и постов радиационного контроля: это касается Гатово, Тимковичей, Молодечно, Борисова. К весне, когда металлургический рынок оживится, все это будет очень кстати.

Интересно, какая обстановка сейчас в Могилевской области: уменьшился ли здесь вывоз металла в Россию, есть ли очереди? Оперативники УВД дали неожиданный ответ: да, возить стали меньше, но в приграничных с Россией районах все еще чувствуется оживление «теневиков». Причин тому несколько: во-первых, промышленный лом, который физические лица сдавать в Беларуси не имеют права. Говоря проще, это десятки тонн ворованного металла, за которые у нас можно быстренько угодить в РУВД со всеми вытекающими. В российской же скупке его берут без лишних вопросов. Причина вторая — отсрочка платежей в приемных пунктах на белорусской территории.

— Да, это так. В конце января очередей у нас не было из-за отсутствия наличности. Тем, кому не горит, выписываем извещения с отсрочкой оплаты в 30 дней. Многие соглашаются, — подтвердили специалисты «Могилеввторчермета». — То, что происходит сейчас с ломом металла, не поддается никакому сравнению. Такого в нашей истории еще не было. Зачищаются свалки, дачные массивы — несут все, что лежало десятилетиями. Что тут говорить, за 2011 год лом для населения подорожал в 5 раз и достиг отметки в 200 долларов за тонну! Люди выжимают максимум из этой ситуации. А мы терпим убытки.

Долг платежом красен

Оказывается, на каждой тонне предприятие теряет порядка 600 тысяч рублей. Но в чем причина? Закупочная цена лома довольно высока, а вот товар, получаемый из низкосортного металла, не в состоянии полностью покрыть после реализации даже расходы по заготовке. И такая картина по стране сплошь и рядом.

— Действительно, вопросы есть. На сегодня цена тонны чугунного и стального лома у нас выше, чем в России. Поступления от населения огромные, однако низкосортица, которую мы обязаны принимать, серьезно портит экономику наших производств. Пока убыточным не признано ни одно из областных подразделений. Но если и дальше так пойдет, то к лету в тревожном списке могут оказаться Витебск, Могилев, Брест и Гродно, — посетовал «Р» Алексей Аношко, генеральный директор ГО «Белвтормет». — Во многом по этой причине с середины января скупка лома у населения приостановлена.

Белкоопсоюз «железная лихорадка» затронула, как никакое другое ведомство. Дело в том, что именно кооператоры заготавливают и поставляют для ГО «Белвтормет» подавляющее большинство лома от населения. В прошлом году при задании 258,3 тысячи тонн итоговый показатель побил многолетний рекорд — 408 тысяч тонн. Казалось бы, радоваться нужно: такой значительный плюс бывает годы в ряды. Но опять же возникли вопросы с расчетами…

— В общей сложности «Белвтормет» задолжал Белкоопсоюзу 173 млрд. рублей, причем более 50 млрд. из них — это просроченная задолженность, — констатирует Оксана Скиндер, начальник управления заготовок Белкоопсоюза. — Вся проблема в том, что нам платят за поставленный лом лишь через 60—70 дней с момента отгрузки. Вот только чем кооператорам покрывать эти финансовые разрывы, не очень понятно. Брать кредиты в нынешней ситуации — удовольствие очень дорогое.

Обиднее всего будет, если фуры и грузовики с белорусским металлоломом снова устремятся в Россию. Там эпидемию гриппа, по сообщениям СМИ, пока никто не объявлял. 

----------------------------------

Прямая речь

Сергей ПОЗНЯК, начальник отдела металлургии Министерства промышленности Беларуси:

 — Резко поднимая тарифы на лом цветных и черных металлов, мы преследовали только одну цель: удержать вторичку в Беларуси. И цель эта достигнута. Хотя, конечно, такого ажиотажа не ожидал никто. Обратная сторона этого массового процесса — участившиеся случаи краж в садовых товариществах и сельской местности: пропадают старые ванные, кузова машин, водонапорные башни…Что касается предприятий «Белвтормета», не надо драматизировать ситуацию: есть позиции по лому с низкой рентабельностью, а есть с высокой. Так вот когда прибыль зашкаливает, все почему-то молчат. По расчетам с Белкоопсоюзом прошло заседание правительства. Есть договоренность, в соответствии с которой на первое число каждого месяца «Белвтормет» устраняет образовавшуюся просроченную задолженность. Текущая, к сожалению, какое-то время еще будет сохраняться.

----------------------------------

Кстати

С 1 февраля прием металлолома у населения в Гатово возобновился. Но записаться на сдачу можно только после 8-го числа. Очередь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter