Как я здоровалась с английской королевой

Сегодня королева Елизавета II празднует 80–летие.
Сегодня королева Елизавета II празднует 80–летие. Есть такой возраст, которого не стесняются даже женщины, — им гордятся. Рукопожатием с Ее Величеством тоже вполне можно гордиться, что я и делаю, хотя случилось это давно — пять лет назад. Тогда я была дипломатом, работала в белорусском посольстве в Лондоне, а с королевой встретилась во время вручения верительных грамот нашим послом.

Считается, что подобная встреча — самое торжественное событие в жизни иностранного дипломата, что подразумевает строгие правила касательно того, как вы должны быть одеты, двигаться и что говорить. Если честно, действительно волнительно прийти в Букингемский дворец не туристом, а для встречи с королевой.

Любимый женский вопрос, что надеть, не очень актуален, потому что имеется строгий этикет, отступать от которого нельзя. Посол и дипломатические сотрудники должны быть одеты в самый торжественный вечерний туалет или национальный костюм. Для мужчин это означает фрак, белую жилетку и белую же бабочку — признак особенной торжественности. Женщины–дипломаты должны быть одеты в длинное вечернее платье и перчатки. Когда здороваются с королевой, их не снимают (да и как снять — у меня, например, были перчатки выше локтя).

Интересная деталь: женщине на встречу с королевой нельзя приходить в черном. То есть отдельные предметы одежды могут быть черными, но все платье — ни в коем случае. Это цвет траура, а встреча с королевой считается радостным событием, поэтому и сама она на встречу с дипломатами черное не надевает.

Как мы добрались до Букингемского дворца? Как обычно в таких случаях — на каретах, благодаря которым на 40 минут превратились в туристический аттракцион: золоченые кареты в Лондоне далеко не каждый день можно увидеть. Интересная особенность британского движения транспорта: движение для следования «важных особ» не перекрывают, ну только на 2 — 3 минуты для проезда через перекресток.

Итак, Букингемский дворец. Как вы понимаете, королева не встречала нас у входа, и это хорошо. Обычно церемония вручения верительных грамот проходит на первом этаже, но нам повезло: уж не знаю, по каким причинам, но нас приняли на втором этаже. Поэтому мы смогли, пусть всего на несколько минут, побыть просто туристами и осмотреть знаменитый дворец изнутри. Вице–маршал дипломатического корпуса Кэтрин Колвин вела нас через залы и объясняла: «Вот это знаменитый портрет Чарльза I работы Ван Дейка, вот это — работы Рубенса, Рембрандта, все это — портреты предков королевы».

Процедура вручения верительных грамот отработана за годы — вернее, столетия — и проходит быстро и четко. Пока посол за закрытыми дверями общается с Елизаветой II, мы, дипломаты, стоим в очереди. Потом раздается звонок — дверь открывается, и я вижу королеву. Она была именно такой, как на фотографиях: с хорошо уложенной прической, со слоем косметики на лице, который хорошо заметен, когда подходишь ближе, в синем платье и с непременной сумкой, перекинутой через руку.

Пока ожидаю своей очереди, лихорадочно вспоминаю наставления дамы из протокола: нужно сделать два шага вперед, поклониться, дойти до королевы и остановиться на расстоянии, достаточном для рукопожатия (руку протянет Ее Величество), затем сделать три вещи одновременно: книксен, рукопожатие и сказать: «Ваше Величество». (Кстати, в наше время женщины могут книксен и не делать, а лишь наклонить голову, как мужчины, — под влиянием феминизма в протокол внесено изменение.) Далее — инициатива королевы: она может немного с вами поговорить, а может и промолчать. Но если заговорит, то потом и даст понять, что разговор завершен. После этого нужно снова сделать книксен, развернуться и уйти, придерживаясь правой стороны, потому что в это время навстречу будет идти следующий дипломат.

Все прошло замечательно: я не споткнулась, не упала, пожала руку королеве и даже немного поговорила с ней. Меня подспудно мучил вопрос: как она даст понять, что разговор завершен? Наверняка это выработано у нее за долгие годы пребывания на троне: она сделала малюсенький, едва заметный шажок назад. Это сигнал: умолкаю, делаю книксен, говорю: «Ваше Величество», поворачиваюсь и ухожу. Все.

У меня никогда не будет фотографии с этой встречи, потому что королева, как правило, не фотографируется с простолюдинами. При вручении верительных грамот скрытой камерой делается одна–единственная фотография — с послом.

Потом была дорога обратно — в тех же каретах, под теми же любопытными взглядами туристов. По–прежнему не было дождя, Лондон был так же хорош, как и в любой день до этого: ни мир, ни я не изменились. Я всего лишь пожала руку английской королеве.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter