Как я был патрулем

Об охране общественного порядка

Правильнее сказать, что я был патрульным. Или — участвовал в патрулировании. Словарь толкует понятие как «небольшую группу от воинского подразделения, от милиции, общественной охраны для наблюдения за порядком и безопасностью в определенном районе». Но я действовал в одиночку, поэтому со всем основанием мог считать себя «патрулем». Как и десятки моих предшественников, которые ежедневно с 1 января расписывались в специальной школьной тетрадке, выводя в ней строгие слова: «патрулирование вокруг школы», «... в микрорайоне», «...в Севастопольском парке».


Все мы — родители, чьи дети учатся в средней школе № 70, расположенной по улице Калиновского в Минске. Накануне мне позвонила учительница: «Помните, о чем мы договорились на родительском собрании? Завтра — ваша очередь дежурить с 19 часов до 21. Сможете?»


Конечно, я забыл: мало ли о чем говорится на родительских собраниях. Ушел с работы пораньше и ровно в 19.00 расписался в тетрадке. Формальность? Поверьте, я много лет не чувствовал такой ответственности. Пожалуй, со времени воинской службы. Кто служил, тот знает, что такое пост — даже при каком–нибудь ветхом складе. Я ощутил себя даже не патрульным — часовым. Мне доверена школа!


С ней соседствует гимназия: у них общий двор со стадионом. Должно быть, и вокруг гимназии ходит «патруль». Оба здания ярко освещены, как и окрестности. Меж силуэтами жилых домов видна сияющая иллюминацией Национальная библиотека... Что, спрашивается, здесь может произойти, что тут патрулировать? Посмотрим.


Прохладно. Темно. По дорожкам через школьный двор идут лишь взрослые — от ближайшего универсама, мини–рынка и магазинов. Детей не видно. А лучше бы их видеть. Возле школы залит каток, он освещен, но действовал только в первые дни зимы. Потом снег не чистили... Если бы каждый «патруль» брал в руки фанерный щит, дети катались бы всю зиму. Надо бы директору это сказать. Евгения Вениаминовна, кстати, директор новый. О ней хорошо отзываются: взялась за порядок.


О многом я передумал за 2 часа, честно «нарезая круги» вокруг двух зданий. Не знаю, кому пришла в голову эта идея — чтобы родители дежурили вокруг школы, — но это хорошая идея! Будучи людьми занятыми, мы не всегда находим время хотя бы на проверку дневников. На классные собрания нас не затащить. А ведь наши дети проводят в школе половину своей жизни — как мы на работе. Разве не полезно внимательнее присмотреться к месту их обитания?


Мое дежурство выпало на «день защиты детей от чрезвычайных ситуаций». Об этом информирует в холле стенгазета, подготовленная учениками 6«А» класса. Точнее сказать, она инструктирует, иллюстрирует — причем толково! — как оказать первую помощь. Если человек пострадал, но реагирует, есть дыхание и пульс. Если не реагирует: есть пульс, но нет дыхания. Если ни того ни другого... Все по пунктам — вентиляция легких, массаж, «скорая», реанимация.


На соседней стене висят полиграфические плакаты: как вести себя на дороге, при пожаре, как избежать удара током. Тут же — календарный план мероприятий: турнир–викторина «Светофорик», соревнования по оказанию помощи в экстремальной ситуации, выставка плакатов «Нет наркотикам», конкурс по профилактике преступности и много чего еще.


Я вижу, что детей системно и целенаправленно обучают — на уроках, викторинах, соревнованиях, конкурсах — поведению в сложных ситуациях. Заботятся об их безопасности. Как же не помочь! Вот на стенде крупно прописаны некоторые итоги. За такой–то период минувшего года в ДТП погибло на 9 человек меньше, чем в 2009–м, ранено — почти на 200 меньше. Из детей не погиб никто! Это и есть итог наших с вами общих стараний!


Спросят: а что может сделать «патрульный» в одиночку, случись вблизи школы что–то серьезное? Да хотя бы набрать телефон милиции. Уверен, если он представится именно патрульным — да хотя бы дежурным, — реакция будет должной и быстрой.


Конечно, извратить можно любую идею, даже самую здравую. Но если отнестись к делу серьезно (а что может быть важнее безопасности детей!), то можем получить хороший результат. Как, например, в Японии. Я пишу эти строки в то самое время, когда мировые СМИ сообщают о жутком, сильнейшем за 150 лет землетрясении, сопровождаемом цунами. Говорится о пожарах, разрушениях, отключениях электроэнергии, остановке поездов и заводов... Но не говорится о панике! СМИ подчеркивают: паники нет. Каждый японец четко знает, что делать.


В 21.00, после окончания дежурства, я написал в тетради то же, что и все без исключения мои предшественники: нарушений общественного порядка вблизи школы не выявлено.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter