Как вывести труд из тени?

В Беларуси около 445 тысяч человек трудоспособного населения нигде не работают. Эти люди не вносят вклад в развитие экономики, но при этом пользуются социальными благами. “Ситуацию нужно исправлять, — заключил на днях премьер-министр Михаил Мясникович. — Один из способов — введение налога с неработающих”. Какие меры необходимы для решения насущной проблемы, выясняла “Народная газета”.

В Беларуси около 445 тысяч человек трудоспособного населения нигде не работают. Эти люди не вносят вклад в развитие экономики, но при этом пользуются социальными благами.

“Ситуацию нужно исправлять, — заключил на днях премьер-министр Михаил Мясникович. — Один из способов — введение налога с неработающих”. Какие меры необходимы для решения насущной проблемы, выясняла “Народная газета”.

Ольга ПОЛИТИКО, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи:

— Конечно, есть люди, которые сознательно не хотят работать, живут на иждивении у родителей или близких. Таких нужно встряхнуть и заставить зарабатывать деньги. Но большинство из тех 445 тысяч безработных — эту цифру озвучил премьер-министр — попросту нелегалы, занимающиеся ремонтом машин или квартир, периодически уезжающие на заработки за границу. Для того чтобы удержать этих людей в Беларуси, дать им возможность завести трудовую книжку и платить налоги, необходимо создавать рабочие места с привлекательной зарплатой в малых городах. Вот над чем надо в первую очередь работать! Чтобы белорусы, на протяжении нескольких десятков лет получающие зарплату в конвертах и не отчисляющие ни рубля в фонд социальной защиты, не оказались на положении нищих, когда придет пора пенсии.

Роман КОРОТКИЙ, предприниматель, Минск:

— Вывести “тунеядцев” из тени означает сделать очень важный шаг навстречу легальному бизнесу. В котором заинтересованы и государство, и потребители. Потому что частники-нелегалы, официально считающиеся неработающими, провоцируют недобросовестную конкуренцию. Налоги они не платят, на рынке демпингуют — в результате легальный продавец оказывается на грани экономического выживания. Знаю много примеров, когда официально зарегистрированные ИП всерьез подумывают о переходе в “серую” или “черную” сферу — там работать выгоднее. А для государства это будет означать лишь рост недополученной прибыли.

Анна Сергеевна, пенсионерка, Рогачев:

— Давно пора наказывать трутней рублем! Особенно тех, у кого хоромы и дорогие иномарки во дворе. Ведь понятно же, что изрядная часть этого автомобиля или дома оплачены по сути дела добропорядочной частью общества — теми, кто легально работает и платит налоги. Чему удивляться, когда на дорогих машинах ездят по разбитым дорогам. Доход некоторые получают в десятки миллионов в месяц, но официально эти люди безработные. И денег на ремонт дорог в казне нет. Так куда это годится?

Елена КОЯН, врач-психотерапевт:

— Я считаю, что если человек на протяжении многих месяцев или даже лет отказывается устраиваться на работу, значит, ему есть за что жить. Либо его содержат, либо он получает зарплату в конверте. Кстати, нередко мужья уговаривают своих жен: зачем ты будешь “горбатиться” за каких-то четыре миллиона, сиди лучше дома, занимайся хозяйством и детьми. Нередко белорусы сознательно отказываются от предлагаемых вакансий — мол, не буду я напрягаться за эти ничтожные деньги. Подобный жизненный принцип характерен для людей, которые не привыкли брать на себя ответственность, лишены амбиций и лучше будут довольствоваться малым, чем предпринимать какие-то активные шаги для улучшения своей материальной ситуации.

Антон ПУЗЫРЕВСКИЙ, фрилансер, Брест:

— Неработающий неработающему рознь. У меня сосед — пьяница, изредка и нерегулярно работающий, но регулярно выпивающий. А я сам почти не пью, пишу материалы для двух газет, журнала и нескольких сетевых ресурсов. Сегодня и он, и я считаемся трудоспособными безработными. Но кого в первую очередь обложат налогом, если он будет введен? Естественно, меня: что возьмешь с выпивохи? Так что лично я с таким налогом не торопился бы — здесь нужен адресный подход.

Елена СЕМАК, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений БГУ:

— Думаю, в борьбе с “официальными безработными” необходим дифференцированный подход. Ведь само по себе отсутствие места работы еще ни о чем не говорит: легальные доходы можно получать, скажем, от ценных бумаг, от банковских вкладов, от пользования наследством и так далее. Такая практика достаточно широко развита на Западе, и ничего предосудительного в ней нет — такова одна из сторон рыночной экономики. Но если речь идет именно о борьбе с теневыми доходами, то намерения государства вполне оправданны. В этом отношении я целиком поддерживаю стремление вывести налоговых уклонистов на чистую воду. И, кстати, к тому же стремятся практически все страны мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter