Как «выточить» станочника

Российские предприятия отправляют свою молодежь обучаться рабочим специальностям в Беларусь

Российские предприятия отправляют свою молодежь обучаться рабочим специальностям в Беларусь


НЕДАВНО пришлось побывать на одном из участков с гибким производством Минского тракторного завода. Несколько станков типа обрабатывающий центр с программным управлением дают там столько же продукции, сколько раньше — целая поточная линия, на которой трудились десятки человек. Обслуживают новое оборудование рабочие высшей квалификации, с образованием не ниже среднего специального. И таких подразделений на белорусских предприятиях все больше. Отсюда — растущий спрос на высококвалифицированных станочников. Но чтобы такого специалиста подготовить, нужны современные обучающие технологии и педагоги, ими владеющие.


Все это руководители завода «Атоммаш» из карельского Петрозаводска нашли в Минске. Туда в Профессионально–технический колледж — филиал Республиканского института профессионального образования, и направили пятерых подающих надежды парней. Встретили их приветливо, поселили в современное общежитие с хорошей столовой, спортивными залами, бассейном. Но главное, конечно, происходило в компьютерных классах и лабораториях, учебных мастерских, оснащенных новейшими электронными тренажерами, роботизированным и автоматизированным оборудованием. Три с половиной месяца учебы пролетели быстро. Ребята успешно сдали в колледже зачеты и экзамены и недавно вернулись в Петрозаводск, готовятся сдавать заводской экзамен на право управлять станком типа обрабатывающий центр. В этом, безусловно, помогут методички и другая учебно–вспомогательная литература, которой обеспечили россиян минские наставники. О них парни отзываются по–доброму. «Нас многому научили, — говорят Сергей Афанасьев и Дмитрий Попков. — Теперь даже перед опытными рабочими можем блеснуть знаниями».


— Наша изюминка — ресурсный центр в области металлообработки, который в комплексе с экспериментальной образовательной программой подготовки рабочего со средним специальным образованием позволяет совершенно по–новому взглянуть на траекторию построения карьеры в сфере машиностроения, — раскрывает корреспонденту «СОЮЗа» «секреты фирмы» директор филиала Профессионально–технический колледж учреждения образования Республиканский институт профессионального образования Валерий Голубовский. — Раньше у юноши после школы было два пути на завод: либо в ПТУ и далее к станку, либо в вуз и потом долгая адаптация к реальному производству. У нас все иначе. Можно после 9–го либо 11–го класса получить в профессионально–техническом колледже профессию «Оператор станков с программным управлением» и пойти на предприятие. А можно по сокращенной программе продолжить учебу на уровне среднего специального образования и получить профессию «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением», или «Мехатроник».


При этом выпускник приобретает профессию «Слесарь–электрик по ремонту электрооборудования» и «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением». Он может сразу не только управлять станком с ПУ, но и производить наладку, регулировку электромеханических, механических, электронных, гидравлических, пневматических компонентов мехатронной системы, диагностировать и устранять неисправности ее отдельных компонентов. Такие профессионалы сразу получают выгодные высокооплачиваемые предложения.


Но и этот уровень не является пределом в образовании. Можно продолжить обучение заочно по сокращенной программе в Белорусском национальном техническом университете либо Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. Такой практико–ориентированный профессионал, умеющий работать на современном оборудовании с программным управлением, намного ценнее неоперившегося выпускника вуза.


Как конкретно происходит обучение? Мне показали один из кабинетов колледжа. Это 12 столов с персональными компьютерами и мониторами, где юноши знакомятся с теорией работы на станках с ПУ. А рядом — и само оборудование, миниатюрное, но настоящее. Вот по программе, составленной и введенной учеником в систему управления, робот–манипулятор снимает с накопителя заготовку и устанавливает на рабочий стол вертикально–фрезерного станка. И через пару минут извлекает свежевыточенную, еще в каплях смазывающе–охлаждающей жидкости деталь и ставит на конвейер. В соседнем помещении ребят учат работать на фрезерном и токарном оборудовании, управляемом электроникой.


— Оснастить обучающий процесс по международным стандартам помогло сотрудничество с самыми известными в сфере профессионального образования фирмами мира, — поясняет заместитель директора колледжа Владимир Ридецкий. — Молодежь на деле убеждается, что работа на металлообрабатывающем станке может быть привлекательной — интеллектуальной, без излишних физических нагрузок, в прямом смысле чистой. И высокооплачиваемой.


Колледж ежегодно заканчивают десятки парней по специальностям машиностроительного профиля, однако заявок промышленности намного больше. Дефицит высококвалифицированных кадров возникает из–за нежелания выпускников общеобразовательных школ поступать в учреждения профессионального образования. Многие, к сожалению, мало знают об интеллектуализации современного производства, что порождает стереотип, будто рабочая профессия сопряжена с тяжелым и однообразным физическим трудом. Восполняется нехватка кадров за счет того, что в колледже организованы подготовка, повышение квалификации и переподготовка уже имеющих стаж рабочих по направлению предприятий, а также территориальных служб занятости населения. Здесь обучаются практике и студенты национального технического университета — будущие педагоги производственного обучения. Есть и такие, которые приходят за новыми навыками по своей инициативе, лично оплачивая обучение. За плату обучаются и иностранные граждане, желающие получить современную и востребованную квалификацию.


Не редкость в колледже и гости из России. Из подмосковных Люберец приезжали на переподготовку станочники. Из Барнаула и Мурманска — за передовыми методами обучения рабочим специальностям. Ведь ресурсный центр по металлообработке в профессионально–техническом колледже РИПО оказался первым в СНГ. И хотя затем подобные появились в ряде российских городов, многие до сих пор выбирают Беларусь. Педагогического опыта здесь накоплено больше, а стоимость обучения более приемлемая. Хорошее впечатление аудитории колледжа произвели и на вице–премьера российского правительства Игоря Шувалова, побывавшего здесь в сопровождении высокопоставленных чиновников, отвечающих за профессиональное обучение. Вот и в Петрозаводске намечают послать в Минск еще одну группу молодежи, на сей раз для обучения работе контролеров ОТК.


Особенно тесные дружеские связи установились у преподавателей и студентов белорусского колледжа с политехническим колледжем города Гусев Калининградской области. Недавно минчане с победой вернулись с проходившего там конкурса профессионального мастерства операторов станков с ПУ. В мае ждут гостей из Гусева на аналогичное состязание токарей. Регулярными стали спортивные встречи. И конечно, каждый приезд гостей сопровождается экскурсией по учебным мастерским и аудиториям, обменом опытом подготовки рабочих.


Если, подчеркивают в колледже, есть в этом деле чем похвалиться, то в немалой степени благодаря опоре на инновационные технологии обучения, разработанные в головной организации — Республиканском институте профессионального образования. В октябре 2011 года на саммите глав правительств государств СНГ РИПО был признан базовой организацией СНГ по развитию профессионального образования. Из своих ноу–хау здесь от коллег по Союзному государству не делают секретов.


Кстати


Одним из результатов деятельности Республиканского института профессионального образования являются 19 ресурсных центров, созданных по территориально–отраслевому принципу. Там ежегодно готовят сотни высококвалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, аграрного сектора и других отраслей экономики. Профессиональное образование в Беларуси выходит на качественно новый уровень, что делает его более привлекательным для выпускников школ и может служить реальной альтернативой высшему образованию при выборе профессиональной траектории.


Справка «СОЮЗа»


В Беларуси действуют около 220 колледжей, лицеев и ПТУ. Наиболее популярны у абитуриентов такие специальности, как банковское дело, общественное питание и торговля. Но в Могилевской области готовят и таких редких специалистов, как кузнец ручной ковки, в Гродненской учат на пасечника. 65 россиян получают специальность в учреждениях профессионально–технического обучения Витебской области. Это примерно столько же, сколько в остальных регионах страны.


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter