Как выпекается монастырский хлеб?

Веками хранят традицию выпекания хлеба насельники Жировичского Свято-Успенского ставропигиального мужского монастыря.

Веками хранят традицию выпекания хлеба насельники Жировичского Свято-Успенского ставропигиального мужского монастыря. От негасимой лампады перед чудотворной иконой Жировичской Божией Матери зажигает послушник свечу и с молитвой, бережно несет в трапезную. От нее и зажигается огонь в печи, где выпекается хлеб с особым вкусом – монастырский.

Райский уголок

— От состояния души того, в чьих руках рождается хлеб, на самом деле зависят его вкусовые качества. В монастыре все совершается с молитвой. Каждый день монахи молятся обо всем мире: о народе, о власти, о воинстве и о хлебе насущном, — рассказывает руководитель хозяйства монастыря протоиерей Дмитрий Семуха.

Мы идем с батюшкой по “старым Жировичам”, где раскинулись монастырские угодья. Это территория, где нет паломников, здесь трудятся насельники монастыря и их помощники из мирян. В начале девяностых большая часть исконных монастырских земель вернулась обители, и сейчас в ее распоряжении около 300 гектаров пахотных угодий. С поддержкой государства обновился в последние годы и сам древний монастырь.

Отец Дмитрий показывает уголок, который, возможно, потомки назовут “райским”.

— Два года назад монастырь получил эти земли, пятьдесят три гектара. Они по-особому дороги обители. Ведь, по преданию, именно здесь жил вельможа Александр Солтан, построивший первый храм на месте явления Пресвятой Богородицы. Вот, кстати, и территория Солтановской усадьбы. Видите, даже остатки ее сохранились, — рассказывает батюшка. — А название “Жировичи” означает — “жирные земли”. Кстати, нива здесь и сегодня щедрая: сорок центнеров с гектара имеем урожайность, при том что химические удобрения практически не вносим, — поясняет он.

Гармония обители

Какие же живописные места открываются взору со склона холма!

На монастырских угодьях раскинулись хлебные поля, вдали видны пруды, которыми всегда славились Жировичи, а дополняет пейзаж сад. Сегодня обитель возвращается к исконному образу жизни: своя рыба, свои фрукты, свой хлеб. Ведь в монастыре ежедневно в будни трапезничает около пятисот человек, а в праздники и того больше. За монастырский стол с благодарной молитвой садятся не только насельники, но и паломники, которые едут в обитель со всего мира.

Ферма, пасека, пруды были у монастыря испокон веков. А вот идея создать своего рода заповедник появилась буквально несколько лет назад. Дело в том, что более двадцати гектаров земли, которые отошли обители, — это живописнейшие места с особой энергетикой, атмосферой умиротворенности.

— Человек призван созидать, жить в гармонии с природой. Поэтому и возникла задумка заселить часть территории зверьем и создать для братьев наших меньших вольготные условия, — рассказывает отец Дмитрий.

Мы подходим к месту, где живут лани. Людей эти лесные красавицы абсолютно не боятся.

— Еду берут чуть ли не из рук, — говорит смотритель зверинца Андрей Киган. Он засыпает корм в кормушки, а животные стоят рядом.

Да что там лани, даже медведица Маша, которую монастырю подарил один фермер, ведет себя, словно ручная. На птичьем подворье натуральный пруд с естественными зарослями. Пытаюсь сфотографировать козлят в вольере, а тут откуда ни возьмись в объективе фотоаппарата появляется ослиная морда. Славное соседство! Все здесь буквально пропитано человеческой заботой и любовью, которую животные чувствуют.

Особая гордость — лошади. Отец Дмитрий специально ведет на луг, где пасется табун. И тут вдруг случается нечто невероятное. Подойдя на довольно близкое расстояние, батюшка зовет: “Кони! Кони!” И, представьте себе, весь табун поворачивается и несется ему навстречу! Едва успеваю отбежать в сторону, теряю из виду отца Дмитрия в лошадином круге. Волнуюсь. А буквально через несколько минут лошади расступаются и он выходит, улыбаясь:

— Да, невольно обманул я их сегодня: хлеба не принес...

Благословенная земля

Лошадь, по мнению батюшки, особое животное: от нее человек словно черпает благородство.

Еще один уголок вдохновения — фруктовый сад. Долгие годы он был заброшен. Наконец и деревьев коснулась заботливая человеческая рука. Первое, что сделали насельники монастыря, расчистив сад, — повесили здесь около пятидесяти скворечников. А нынешней весной сад зацвел. Значит, эти земли, где испокон веков монахи растили и сейчас растят хлеб, которым делятся с каждым нуждающимся, наполнены жизнью...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter