Корреспондент «СОЮЗа» проверил, как охраняются воздушные рубежи Союзного государства

Как всегда на высоте

Корреспондент «СОЮЗа» проверил, как охраняются воздушные рубежи Союзного государства
Обстановку на западных рубежах Союзного государства не назовешь безмятежной. Под различными предлогами США и другие западные страны перебросили сюда дополнительно боевые самолеты, проводят учения. Российской стороне по согласованию с белорусской пришлось ответить адекватно и разместить здесь свои истребители. Насколько эффективен наш совместный воздушный заслон? Корреспондент «СОЮЗа» искал ответ на этот вопрос в небе и на земле.



...Военный аэродром Мачулищи под Минском. Здесь в ожидании летных испытаний автоматизированной системы управления ревет турбинами мощный Ил–76. Поднимаемся по трапу в салон, самолет стремительно разбегается и взмывает ввысь. Огромный грузовой отсек лайнера перегорожен мониторами. На экране среди десятка синих кружочков на фоне карты Беларуси и сопредельных стран, обозначающих зарубежные воздушные суда, появился красный — это мы. Начальник отдела применения и развития систем управления главного штаба ВВС и войск ПВО Беларуси полковник Валерий Свиридо дает необходимые пояснения:

— Информация о воздушной обстановке передается сюда с наземных пунктов радиолокационного обнаружения, принимается и обрабатывается специальным оборудованием и практически сразу отображается на мониторе на нашем воздушном командном пункте. Это позволяет оперативно принять решение и передать его по назначению — авиационным, ракетным, радиотехническим частям.



В чем мы тут же убедились. С нашего корабля полетело на землю сообщение: вышло из строя навигационное оборудование, срочно нужна помощь. Если бы в салоне военного воздушного грузовика подавали кофе, то, наверное, мы бы не успели выпить и чашку, как на мониторе в районе аэродрома Барановичи появился еще один красный кружок — в нашем направлении для выяснения обстановки и принятия мер вылетел дежурный истребитель. А вскоре мы уже могли наблюдать в иллюминатор краснозвездный МиГ–29. Он, как того требовало учебное задание, и привел нас к себе домой.

Барановичи — один из аэродромов, куда перебазировалось дополнительное звено российских истребителей Су–27. На стоянке они соседствуют с белорусскими МиГ–29. По всему видно: идет подготовка к вылету. Пилот в кабине «сушки» всматривается в показания приборов, у стоек шасси суетятся техники. Поодаль разместился огромный А–50 — самолет дальнего радиолокационного обнаружения также с российскими опознавательными знаками. Как идет совместная боевая работа? Не мешает ли то, что у россиян и белорусов разные самолеты? Командир 61–й авиационной истребительной базы полковник Александр Потехин говорит, что никаких проблем нет.

— Наши дежурные силы выполняют полеты на патрулирование воздушного пространства, совместно с российскими коллегами решают учебные задачи. Истребители соседних стран не дают расслабиться. Чтобы они не залетели куда не следует, мы поднимаемся в воздух и адекватно реагируем, сопровождая их вдоль границы. Проблем из–за того, что у россиян более мощные самолеты, нет. Раньше здесь базировались Су–27, и часть нашего летного состава их пилотировала. Да и оба самолета по аэродинамической компоновке похожи.



Но первыми обнаруживают потенциального нарушителя еще до того, как он нарушит воздушные рубежи Союзного государства, расчеты радиотехнических войск ПВО. Они и в мирное время постоянно несут боевое дежурство. Мы побывали в одном из таких подразделений, распложенном в лесной глуши. Его начальник майор Виталий Кривецкий молод, подтянут и по–военному лаконичен:

— Наша задача — охрана государственной границы в воздушном пространстве. Выполняем ее при помощи радиолокационных средств, состоящих на вооружении. За сутки отслеживаем большое количество воздушных объектов, сегодня — около 300.
Вместе с сопровождающим спускаемся в святая святых — командный пункт. На мониторе — «картинка» из сигналов, получаемых радиолокатором. Несколько засветок — самолеты, находящиеся за десятки километров отсюда. Так по крупицам собирается информация о воздушной обстановке, которую надо как можно быстрее передать в вышестоящий командный пункт. От этого в случае реального ЧП может зависеть жизнь миллионов людей. Так что без современной техники не обойтись. Начальник радиотехнических войск ВВС и ПВО Беларуси полковник Игорь Насибянц уточняет:

— Современные разработки позволили на 90 процентов перевооружить радиотехнические войска новыми средствами автоматизации. Что это дает? Передача информации в вышестоящий командный пункт ускорилась с 2 минут до 10 секунд. О каждом воздушном объекте, находящемся над территорией Беларуси, мы знаем все.

Многие из этих разработок — белорусские. А вот зенитные ракетные комплексы, предназначенные для поражения боевых целей, обнаруженных радиотехническими частями, в основном российского производства. Как, например, новейшие Тор–М2. Шасси для них, кстати, изготовил Минский завод колесных тягачей — еще один пример оборонной кооперации. Оказавшись в кресле оператора боевого комплекса, я не смог разобраться в обилии ручек и кнопок на фоне небольшого экрана. Напрашивалось сравнение с компьютерной игровой приставкой. А вот старший лейтенант Сергей Золотовский пульт управления знает с закрытыми глазами. Недаром прошел переподготовку в Военной академии. Высокий класс он и другие расчеты недавно подтвердили на учебных стрельбах. Поразили все мишени с отличной оценкой.

...Уже вечерело, когда мы оказались в расположении дивизиона, охраняющего небо над Минском. На вооружении знаменитые ракетные комплексы С–300, способные поражать практически любую цель еще на дальних подступах. Здесь встретились с командующим ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал–майором Олегом Двигалевым. Его комментарий был краток:
— Объединенной системе ПВО Союзного государства в этом году 19 лет. Еще на ранних стадиях были определены ее основные направления, цели. Сейчас идем вперед, совершенствуя достигнутое.

...Раздался вой сирены, бойцы и командиры бросились по местам. Такие тренировки в порядке вещей. Скоро в Минске начнется чемпионат мира по хоккею, и военным специалистам объединенной системы ПВО предстоит наглухо закрыть небо страны от любых неожиданностей. В этом будут также задействованы российские экипажи и самолеты, в том числе «летающий локатор» А–50.


Досье «СОЮЗа»

Генерал Двигалев сообщил, что Беларусь намерена продолжить закупки в России ЗРК «Тор–М2», завершаются также переговоры о поставке новых С–300. А в конце нынешнего — начале следующего года в Беларусь поступят российские учебно–боевые самолеты Як–130. Продолжатся выезды на ракетные стрельбы на российские полигоны Ашулук и Телемба.


Советская Белоруссия №77 (24460). Четверг, 24 апреля 2014 года.
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter