В Москве чествовали молодых учителей Беларуси и России — победителей конкурса на лучший урок истории

Как войти в историю?

В Москве чествовали молодых учителей Беларуси и России — победителей конкурса на лучший урок истории
На историческом факультете МГУ прошло чествование победителей конкурса на лучший урок истории среди молодых учителей из России и Беларуси. Награды вручал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Основная тема конкурса звучала так: «Первая мировая война на карте Союзного государства», и посвящен он был 100–летию начала Первой мировой войны. Победителей трое: Анна Абашева из Калуги (1–е место), Юлия Филоненко из Гомеля (2–е место) и Анастасия Скобельская из крымского Бахчисарая (3–е место). Еще 17 учителей из разных регионов Союзного государства получили грамоты лауреатов.

Участникам конкурса было предложено на выбор девять подтем:

«Сморгонь: 810 дней, потрясших мир», «Первая мировая война: истории героев забытой войны», «Роль личности в военных событиях», «Национальные трагедии народов России и Беларуси», «Могилев–Петроград в Первую мировую: путь главнокомандующего армией» и другие.

В своих выступлениях организаторы конкурса подчеркивали, что главной целью была ориентация молодых учителей на поиск новых методов преподавания истории в средней школе, выработка инновационных приемов военно–патриотического воспитания школьников. В числе приоритетных задач организаторы ставили глубокое изучение общих исторических корней российского и белорусского народов.

Открывая церемонию награждения, декан исторического факультета МГУ академик Сергей Карпов заметил:

— Мы собрались в особый день — день преддверия начала Первой мировой войны. Проводя этот конкурс и чествуя сегодня его победителей, среди которых как россияне, так и белорусы, мы заботимся прежде всего о том, чтобы сохранить наше общее образовательное пространство и язык, на котором говорим.

Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота рассказал, что очень внимательно просмотрел все работы победителей.

— Главное, — подчеркнул он, — это то, что помимо информации, которую участники конкурса дают своим ученикам, они приглашают их к диалогу, стремятся пробудить мысль и предоставить школьникам возможность самостоятельно оценить ту или иную историческую ситуацию. Кроме того, много внимания участники конкурса уделили личности в условиях войны. И это особенно важно. Дело в том, что не так значимо простое перечисление событий

— это можно прочитать в любом учебнике — важны личные ощущения участников событий, что двигало тем или иным воином, как в экстремальной ситуации они владели собой, как справлялись с эмоциями и со страхом, наконец.

Григорий Алексеевич отметил как положительное еще и такое явление:

— Многие из учителей, победившие в этом конкурсе, — сказал он, — задались вопросом: в чем смысл Первой мировой и вообще любой войны в принципе?

По мнению Государственного секретаря Союзного государства, «одно из самых удачных определений войны такое: война — это бессмысленное массовое самоубийство».

Особо Григорий Рапота остановился на теме патриотизма, рассказав учителям о собственном видении этого понятия и приведя любопытные примеры из своего богатого жизненного и профессионального опыта, когда он служил во внешней разведке.

Победительница конкурса молодая учительница истории из Калуги Анна Абашева, разработавшая тему «Роль личности в военных событиях», заметила: «Учитель должен быть всегда на эмоциональном подъеме, чем больше он сам доволен своей работой, тем больше стремится передать знания своим ученикам».

Следует сказать, что конкурс проводился в два этапа: первый — с 19 июня по 14 июля, второй —с 15 по 25 июля. К участию в нем были допущены учителя, чей возраст не превышал 30 лет. Всего жюри получило около пятидесяти презентаций мультимедийных школьных уроков на одну из заданных тем. В финал вышло 20 работ...

После церемонии награждения прошел «круглый стол» «Вуз и школа в Союзном государстве: актуальные аспекты преподавания истории», на котором разгорелась дискуссия, каким должен быть школьный учебник истории. Выступили участники конкурса, члены жюри, ученые–историки.

Учитель из Ростова–на–Дону Юрий Марахонько, кстати, прошлогодний победитель городского конкурса, рассказал, как с помощью театральных приемов (по второму образованию он актер) пробудить интерес учеников к истории.

А вот финалист конкурса из Москвы Александр Гулин очень подробно поделился с молодыми коллегами собственными идеями по использованию на уроках истории электронных гаджетов.

Кстати, декан истфака МГУ рассказал о сюрпризе, который готовится в стенах главной российской альма–матер.

— Этот сюрприз, — сообщил Сергей Карпов, — мы готовим вместе с нашими белорусскими коллегами. Это — первая книга по истории Союзного государства.

После церемонии награждения Григорий Рапота так прокомментировал нам это сообщение:

— Подготовить и издать некие хрестоматийные и вспомогательные материалы, касающиеся истории Союзного государства, — это очень хорошая идея, и Постоянный комитет ее вынашивает давно, мы даже имеем свой собственный проект на этот счет. И, наверное, мы объединим наши усилия с профессионалами из МГУ.

Обозреватель «СОЮЗа» от имени газеты поздравил Григория Рапоту с высокой наградой — орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, который ему на днях будет вручен в Кремле, и поинтересовался, будет ли Постоянный комитет продолжать подобные конкурсы молодых учителей?

— Обязательно! — ответил Григорий Алексеевич. — Более того, мы намерены расширять их количество и тематику. Вообще смысл всей нашей работы в диалоге с обществом, точно так же, как у учителей смысл работы в диалоге с учениками.

Организаторами состязания молодых учителей стали Постоянный комитет Союзного государства, Министерства образования России и Беларуси, Научно–исследовательский Центр истории диаспор исторического факультета МГУ и Региональная общественная организация Национально–культурная автономия «Белорусы Москвы».

Прямая речь


Ольга Виноградова,
заместитель начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства:

— Постоянный комитет ежегодно принимает участие и организует целый ряд мероприятий для школьников, студентов и людей более старшего возраста, но подобный конкурс мы проводим впервые. Не могу не отметить, что участники провели очень кропотливую работу, которая характеризует их не только как профессионалов–педагогов, но и как людей, неплохо ориентирующихся в научной сфере.

Оксана Солопова,
замдекана исторического факультета МГУ:

— Не могу не поблагодарить Постоянный комитет Союзного государства, который проводит колоссальную гуманитарную работу на пространстве двух наших государств. Да, евразийские проекты прекрасны, но они рассчитаны в основном на укрепление экономики, однако любая экономика рухнет, если не будет вот такой связующей гуманитарной составляющей.

Николай Борисов,
завкафедрой истории России до начала XIX века истфака МГУ:

— Учебники для школьников должны быть такими, чтобы приятно было их взять в руки, чтобы наши юные создания получали историю не в виде сухого текста, а в форме увлекательнейшего рассказа. Историческая мифология и история как таковая — это прекрасные вещи и должны подаваться красиво. А историк обязан хорошо писать и хорошо говорить. Тому и другому надо учиться. Но, увы, у нас нет пока ни курсов стилистики, ни курсов ораторского искусства. Поэтому и историки часто получаются немножко замороженными. Эту проблему нужно исправлять.

Надежда Ганущенко,
представитель Министерства образования Беларуси:

— В последнее время активизировалось наше сотрудничество в рамках Союзного государства в сфере образования. И здесь очень важную роль играет именно история, которая содействует не только формированию национального сознания, но и воспитывает уважение к другим народам. Мы обязаны сохранять и развивать историческую память. И отмечу, в белорусских школьных учебниках история России излагается системно и уважительно. Более того, в них уже включены главы о создании и становлении Союзного государства.
Александр Бушев
bush@rg.ru

Советская Белоруссия №143 (24526). Четверг 31 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter