Как восстановить записи в трудовой книжке?

Инна

Утеряна трудовая книжка, можно ли ее восстановить, если собрать все дубликаты с прошлых мест работы? И будет ли влиять это на оформление пенсии?

Инна

На вопросы читателей отвечает Светлана Забенько, заведующая отделом правовой работы «БН»

В случае утраты трудовой книжки (вкладыша к ней) работнику выдается дубликат нанимателем.

Если книжка утрачена по вине нанимателя, он обязан самостоятельно принять меры для получения документов, подтверждающих стаж работника. В других случаях наниматель должен оказывать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению в данную организацию (например, направить письменные запросы в организации по предыдущим местам работы с просьбой о предоставлении справок о периоде работы работника в этих организациях). Если работник утратил трудовую книжку, выданную ему на руки нанимателем под расписку, тот может отказать в таком содействии.

При заполнении дубликата прежде вносится запись об общем стаже работы до поступления к данному нанимателю, который подтвержден документально (например, справками о периоде работы). Общий стаж работы записывается суммарно, т.е. указывается общее количество лет, месяцев, дней работы, перечисляются должности, профессии, на которых работал в прошлом владелец трудовой книжки, без указания, на каком предприятии это было и в какие периоды времени.

После этого на основании надлежаще оформленных документов записываются периоды работы, указываются дата приема на работу, наименование организации, а также отдел (цех, бюро и т.п.) и должность (работа), на которую был принят работник, вносятся сведения обо всех переводах у того же нанимателя (если они были и документально подтверждены) и причина увольнения (если в представленном работником документе имеются такие данные). Если документы не содержат полностью всех сведений о работе в прошлом, то в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения. Рядом с каждой записью производится ссылка на документ, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате трудовой книжки.

Документы, подтверждающие стаж работы, после внесения сведений в трудовую книжку не хранятся у нанимателя, а возвращаются работнику.

При назначении пенсии основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Но при ее отсутствии, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых записей или содержатся неправильные и неточные записи о периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов и ведомостей на выдачу заработной платы и других документальных данных, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы, или справки об уплате страховых взносов. За справками о трудовом стаже необходимо обращаться на то предприятие, где протекала работа. В случае его реорганизации документы выдаются правопреемником, а при полной ликвидации предприятия за документами о трудовом стаже необходимо обращаться в архивные учреждения.

При определении трудового стажа, дающего право на пенсию, не имеет значения, какими из представленных документов он в итоге подтвержден. При этом нужно иметь в виду то обстоятельство, что зачету в трудовой стаж подлежат периоды работы, когда уплачивались обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Свои вопросы юристу редакции «БН» вы можете задать по телефону 287-19-24 по вторникам и четвергам с 10.00 до 13.00, на сайте редакции www.belniva.by или письмом на адрес редакции: 220013, г. Минск, ул. Б. Хмельницкого, 10-а с пометкой «Правовой диалог».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter