Как влияет на белорусскую природу глобальное потепление?

Ученые решили “закаливать” наши леса от напастей, спровоцированных климатическими изменениями

В Беларуси за последние два десятилетия средняя годовая температура выросла на 1,1 градуса. Если говорить очень упрощенно, то проявляется это в зимнем потеплении и учащении засух в жаркий период года. Такая “корректировка” погоды может быть опасна для нашего здоровья. Кроме того, страдают многие погодозависимые отрасли экономики и, конечно, сама природа. Из практики уже понятно, что отчетливый климатический “след” остается на растительном покрове.

Клюква чахнет,абрикосы растут

Как верно отмечают специалисты, нарушение растительного мира устойчивых экосистем — луговых, болотных, лесных — даже визуально производит неприятное впечатление. Но настоящие проблемы спрятаны еще глубже. Ведь большинство природных территорий так или иначе используется человеком. Луга, например, в качестве пастбищ и сенокосов. Болота стали прекрасным источником пищевых ресурсов, когда речь идет о клюкве. Используются они и как энергетический ресурс: если раньше говорили только о добыче торфа, то сегодня все чаще задумываются о “зеленой” альтернативе — биомассе. Трудно переоценить значимость и лесных насаждений, которые кроме явных экологических выгод приносят и немалые экономические дивиденды.
Однако в то время как из-за меняющегося климата чахнут природные системы, сельскохозяйственные, наоборот, становятся более продуктивными. Так, например, овощи-”южане” постепенно “переселяются” на север, а на юге и в центре страны и вовсе обосновываются заморские экзоты. Однако здесь есть подвох: климатические изменения сопровождаются проявлением экстремальных погодных условий, основная часть потерь от которых приходится именно на сельское хозяйство.

“Сухие” перемены

— Потепление климата приводит к исчерпанию влагозапасов — иссушаются поверхностные горизонты почвы, на более низкий уровень уходят грунтовые воды, — рассказывает и.о. директора Института экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича Национальной академии наук Беларуси, кандидат биологических наук Александр Пугачевский.

И тут же ученый приводит пример: за последние двадцать лет в Беловежской пуще уровень грунтовых вод понизился более чем на полтора метра.

— Безусловно, нужно учитывать и не всегда разумную осушительную мелиорацию, которая была проведена в прошлом столетии, — отмечает ученый. — Соединившись друг с другом, эти явления повлияли на состояние наших лесных насаждений.

Получается, что к началу вегетации растительность лесов приходит с недостаточной влагообеспеченностью. Хоть засуха и не убивает деревья, однако она сильно подрывает их “иммунитет”. Ослабшие растения легче поддаются вредителям и различным болезням. И тут за примерами далеко ходить не надо: за последние двадцать лет сильно участилась “лесная” болезненность. В частности, было три массовые волны усыхания ели. Ученые бьют тревогу: в Беларуси снова увеличивается количество таких площадей. Похоже, начинается четвертая “сухая” волна. Кроме того, в Гомельской области в этом году зафиксирована массовая вспышка соснового пилильщика. Вредитель последний раз “просыпался” лет восемь назад, отмечают специалисты.

В целом от неблагоприятных климатических факторов в Беларуси ежегодно гибнет от 5 до 23 тысяч гектаров леса. По одной из прогнозных климатических моделей к 2050 году можно ожидать, что летняя температура увеличится на 1,1—1,8 градуса, а зимняя еще больше — на 2,3—3,8 градуса. Это значит, что леса могут пострадать еще сильнее. Не исключено, что на 20 процентов упадет прирост сосны и ели — основных лесообразующих пород Беларуси. Можно ожидать новых усыханий деревьев. Насекомые-вредители будут “захватывать” новые площади, причем могут появиться новые, незнакомые ранее виды. Одновременно увеличится пожароопасность лесных насаждений.

 Есть ли выход?

Будучи напуганными возможными негативными изменениями, ученые Института экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича и Института леса Национальной академии наук Беларуси совместно со специалистами государственного учреждения “Беллесозащита” по заказу Министерства лесного хозяйства разработали Стратегию адаптации лесного хозяйства к изменениям климата до 2050 года.

— Понимая, что все прогнозы носят вероятностный характер, в стратегии мы использовали общие принципы повышения устойчивости лесных насаждений вне зависимости от сценария развития климатической обстановки. И неважно, что будет — потепление, похолодание или изменений вовсе не произойдет, — отметил Александр Пугачевский.
Ученые обращают внимание: необходимо переходить от “чистых” однопородных насаждений к многопородным. В этом случае даже если потеряется один вид, неустойчивый к климатическим изменениям, другие быстро заполнят пустующую экологическую нишу. Как результат — мы не потеряем насаждение целиком. Кроме того, такой “многопородный” подход повышает биологическое разнообразие, засухоустойчивость, помогает бороться с деградацией и опустыниванием земель.

Еще одна важная рекомендация ученых — изменение состава лесов. Наименее устойчивые породы не должны культивироваться, причем прежде всего на юге и в центральной части страны.

— В одночасье поменять состав и структуру лесов невозможно, — подчеркивает Александр Викторович. — Если в сельском хозяйстве в основном выращиваются однолетние растения, то в лесном работают с многолетними насаждениями, которые “обновляются” один раз в 50—100 лет. Тем не менее в руках лесоводов есть достаточно эффективные средства, позволяющие в течение двадцати лет почти радикально изменить состав лесов, сделав их более устойчивыми.

Около 50 процентов новых лесов создаются смешанными. Специалисты признают, что вырастить лес с нуля гораздо сложнее, чем “подправить” старый. Поэтому теперь и придерживаются другого подхода к рубкам ухода. Раньше позиция была такая: если главная порода в лесу — сосна, то все остальные — лишние. “Лишние” деревья были невыгодны из экономических соображений — не давали качественной древесины. Со временем эту позицию пересмотрели: гораздо более опасно потерять насаждения, чем недополучить прибыль.

Как верно замечает Александр Пугаческий, необходимо позаботиться также об охране и защите лесов. Важно постоянно повышать эффективность лесопожарных служб, внедрять инновационные технологии обнаружения пожаров, применять новые средства для тушения возгораний и так далее.

От болезней и вредителей предостережет специальная профилактика. Важно своевременно обнаруживать и подавлять очаги размножения болезней и вредителей. Ведь насекомые за 1—2 года способны “оккупировать” сотни и даже тысячи гектаров леса. 

Белорусская стратегия адаптации не первая в Европе, но зато она выгодно выигрывает тем, что многие моменты в ней проработаны детально — вплоть до отдельных лесных участков. По прогнозам, ее реализация позволит сократить потери лесного хозяйства от неблагоприятных погодных условия на 20—50 процентов, повысить продуктивность лесов не менее чем на 10 процентов, улучшить условия для сохранения биологического разнообразия флоры и фауны лесов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter