Как вершится правосудие

5 декабря исполняется десять лет со дня проведения I съезда судей Беларуси. Каким было это десятилетие для судебной системы нашей страны? Чего удалось добиться при осуществлении судебно-правовой реформы и что еще предстоит сделать?

Чего  удалось  добиться  за  десятилетие,  прошедшее  со  дня  проведения  I  съезда  судей  Беларуси?  Какие  проблемы  еще  не  решены? 5 декабря исполняется десять лет со дня проведения I съезда судей Беларуси. Каким было это десятилетие для судебной системы нашей страны? Чего удалось добиться при осуществлении судебно-правовой реформы и что еще предстоит сделать? Своими мнениями и суждениями за круглым столом «Р» поделились первый заместитель председателя Верховного суда Александр ФЕДОРЦОВ, председатель Минского областного суда Валерий КРАЙКО, председатель Первомайского суда г. Минска Тамара ВЫСОЦКАЯ, председатель суда г. Жодино Алина КЛУС. 

От  дискуссий  и  споров – к  реальным  преобразованиям 

«Р»: Пожалуй, уместно будет наше обсуждение начать с анализа той ситуации, которая сложилась в канун проведения первого съезда судей. 

А. ФЕДОРЦОВ: Ситуация была во многом непростой. Еще в начале девяностых годов минувшего века, провозгласив суверенитет, Республика Беларусь стала перед сложным выбором собственной модели национального правосудия. Это породило множество дискуссий и споров о том, каким быть белорусскому правосудию. Давали о себе знать два основных подхода, две точки зрения на судебную реформу в нашей стране. Первая — наиболее радикальная – была направлена на изменение конструкции судебной системы и предусматривала создание межрайонных судебных округов, преобразование трехзвенной системы судов общей юрисдикции в четырехзвенную, с дополнительным звеном, состоящим из мировых судей, организацию суда присяжных. И второй путь – поэтапное реформирование и постоянное совершенствование судебной системы. 

В плане нормативного урегулирования преимущество получила первая, радикальная точка зрения, которая нашла свое отражение в апреле 1992 года в первой Концепции судебно-правовой реформы. Концепцией предусматривалось учреждение избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы, создание межрайонных (окружных) судов, специализированных, а также военных судов. Однако уже первые попытки претворить эту концепцию в жизнь столкнулись с реальной действительностью и невозможностью осуществления ряда  положений, неприятием ее практическими работниками и обществом в целом. 

Следует отметить, что концепция была принята в период реформирования других ветвей власти, социальных и политических кризисов в обществе, масштабных изменений в экономике. А эти изменения сопровождались наработкой новой нормативно-правовой базы, коллизией законов и отставанием нормотворческой деятельности от изменившихся условий жизни общества. В то время суды работали с большой нагрузкой, которая негативно сказывалась на качестве правосудия и особенно оперативности разрешения гражданско-правовых споров и рассмотрении уголовных дел. 

Активная нормотворческая деятельность и новая правовая база постоянно расширяли возможности судебной защиты прав и свобод граждан. Это вело к постоянному росту обращений граждан в суды за защитой своих прав. Принятый в 1995 году Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» в значительной степени был ориентирован на концепцию 1992 года. Однако введение в действие отдельных положений закона, регулирующих состав суда при рассмотрении дел и предусматривающих рассмотрение отдельных их категорий тремя профессиональными судьями, судьей и семью присяжными заседателями,  было перенесено на 2000 год. 

Новая редакция Конституции Республики Беларусь, принятая в 1996 году, принципиально изменила саму судебную систему. Помимо судов общей юрисдикции и хозяйственных, в нее был включен Конституционный суд с измененными полномочиями. Требовалось серьезное обсуждение основных направлений судебно-правовой реформы в первую очередь среди судейского корпуса. С этой целью по инициативе руководителей всех трех судов главой государства в начале декабря 1997 года и был созван I съезд судей Беларуси. 

На нем с участием представителей других ветвей власти, руководителей всех правоохранительных органов были обсуждены вопросы состояния судебной системы и пути ее совершенствования. Выработаны основные направления не столько реформирования, сколько совершенствования судебной системы. 

Кроме того, требовалось найти разумные возможности упрощения судопроизводства без ущерба качеству и полноте судебной защиты прав и законных интересов участников судебного процесса и других лиц. Была существенно расширена сфера единоличного профессионального правосудия. Это сняло многие организационные проблемы, связанные с подготовкой и проведением судебных процессов. 

Следующим серьезным шагом стал поиск упрощенных форм судопроизводства и освобождение нашего процесса от излишних формальных процедур. Было введено приказное производство по гражданским делам: в 1999 году — по шести категориям требований, а в 2003-м их число расширено вдвое. 

По бесспорным уголовным делам с согласия сторон с 2001 года допускается проведение сокращенного порядка судебного следствия. Треть всех уголовных дел рассматривается в настоящее время в таком порядке. Свои плюсы принесло освобождение судьи от составления мотивировочной части по большинству гражданских дел. Эти динамичные формы судопроизводства позволили сделать наше правосудие более рациональным, экономичным и оперативным без ущерба его качеству. 

Что  изменилось  в  судах? 

«Р»: Давайте  на примере деятельности конкретного районного суда проанализируем:  за счет чего удалось укрепить судебную систему? 

Т. ВЫСОЦКАЯ: Мы все в свое время прочувствовали, что, несмотря на то что в 1992 году парламентом была принята Концепция судебно-правовой реформы, все-таки в дальнейшем обозначилась тенденция к размыванию статуса судей, отказу от действующих  норм социальных гарантий. Должность судьи становилась все менее общественно значимой и престижной, что, естественно, не способствовало закреплению кадров. Невысоким был и уровень доверия  населения к правосудию. 

В настоящее время наблюдается существенный рост обращений граждан в суд за защитой своих нарушенных прав и интересов, что обоснованно является свидетельством  растущего доверия населения к органам судебной власти. Способствовали этому и реальные меры по упрощению судебной процедуры и удешевлению судопроизводства. Правда, судьям  следует постоянно помнить, что сокращенный порядок рассмотрения дел не должен ущемлять права и законные интересы граждан, что границы этого «упрощения» всегда имеют свои пределы. 

В нашем базовом судоустройственном правовом акте закреплена установка на создание специализированных судов в системе как общей, так и хозяйственной юрисдикции. Например, судов по делам несовершеннолетних, административных судов и т. д. Мы, районные суды, стараемся соблюдать этот принцип. Ведь это позволяет максимально обеспечивать доступность правосудия, снижает нагрузку на судей, создает оптимальные условия для узкой специализации по определенной категории дел. Все это в итоге повышает эффективность и качество судебной деятельности, гарантирует более надежную защиту прав и законных интересов граждан. 

«Р»: Интересно, как изменилось состояние материально-технической базы низовых судов? 

В. КРАЙКО (с улыбкой): Месяц назад суд в Жодино получил новый автомобиль… 

А. КЛУС: А если серьезно, то сейчас каждый суд имеет автомобиль, чего раньше не было, каждый  компьютеризован должным образом. В 1997 году в порядке поощрения мы получили первый компьютер и очень этому радовались. Сегодня у нас 23 компьютера, принтер, сканер, пять модемов, два факса. Своя локальная компьютерная сеть. Установлена программа по учету исполнительных производств, которая позволяет вести автоматизированный банк данных исполнительных производств. 

Т. ВЫСОЦКАЯ: Наш суд Первомайского района Минска начал функционировать почти 40 лет назад. Районная администрация и главное управление юстиции Мингорисполкома принимают все необходимые меры для улучшения материально-технического обеспечения суда, располагающегося в настоящее время в старом, не самом лучшем помещении. Хочу выразить им за это свою признательность. 

Более того, почти два года назад Совет Министров принял постановление «Об утверждении стандартов материально-технического обеспечения общих судов Республики Беларусь и их внедрении». Им предусмотрены строительство и ввод зданий судов Первомайского и Советского районов Минска в 2008—2009 годах. В настоящее время для строительства нового здания нашего суда подобран участок в районе улицы Ф. Скорины и Староборисовского тракта. Проходит процесс согласования в городских и республиканских инстанциях. 

В. КРАЙКО: Десятилетие назад никто не хотел идти в судьи. Зарплата мизерная. Отправлялось правосудие буднично и рутинно. Приходил судья с улицы, садился за стол в той же одежде и начинал вести процесс. И вот 1997 год стал настоящей вехой в жизни судейского корпуса. После первого съезда  у судей появились мантии, а в судах — соответствующая атрибутика и символика. У председателей судов, не только областных, но и районных, появились заместители, помощники, консультанты. Все делалось для того, чтобы правосудие было экономичным и доступным, осуществлялось в строгих рамках закона. 

Я почти четверть века занимаюсь судейской работой и могу сравнивать разные периоды. Могу уверенно сказать, что самые разительные положительные перемены произошли именно в последнее время. Конечно, большая заслуга в том, что глава государства пошел на проведение вначале первого, а потом и второго съезда судей, что эти форумы сыграли свою положительную роль, принадлежит руководству Верховного суда и Министерства юстиции. 

А. ФЕДОРЦОВ: В этом контексте нельзя не сказать о культуре судебной деятельности. После первого съезда судей стало уделяться повышенное внимание таким ее компонентам, как организация работы суда по рассмотрению дел, профессионализм судей и квалификация других судебных работников. Вся деятельность системы правосудия направлена  сегодня на обеспечение беспрепятственного доступа любого гражданина к судебной защите нарушенного права. Мы информируем людей о работе судов, формах и методах судебной защиты нарушенного права. К сожалению, часть граждан по-прежнему воспринимают суды как исключительно карательные органы. 

Мы стараемся обеспечить прием граждан в удобное для них время не только в суде, но и в других местах их компактного проживания, организуем выездные приемы. Разъясняем человеку способы защиты его права. И если он избрал судебную защиту – условия и порядок такой защиты. 

Мы добиваемся, чтобы в судах человек мог получить достаточно полную информацию о том, какие документы необходимо собрать и как составить обращение по наиболее простым и часто встречающимся житейским ситуациям, требующим судебного вмешательства. При рассмотрении сложных дел гражданам разъясняется их право и возможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью профессионала-адвоката. 

Очень важно не допускать волокиты при возбуждении дел и их подготовке к судебному разбирательству. Тем опытом, который накоплен судом г. Жодино, думается, может поделиться Алина Алексеевна, его председатель. 

А. КЛУС: Да, в последнее время наш суд вообще не имеет жалоб на судебную волокиту. Свою роль в этом сыграло повышение ответственности и дисциплины каждого работника. Впрочем, составных тут немало. Раньше была более высокая нагрузка на судей и в ряде случаев более сложной судебная процедура, сроки рассмотрения гражданских дел – небольшими. 

В. КРАЙКО: Надо уточнить: неразумно малыми. 

А. КЛУС: Действительно так. В последнее время они изменились. 

А. ФЕДОРЦОВ: И это дает возможность судье хорошо подготовиться к рассмотрению дела. 

А. КЛУС: Возросло и доверие к судам. Несколько дней назад я вышла из отпуска, и в первый рабочий день ко мне на прием пришла женщина с заявлением о взыскании денежных средств. Она полтора месяца назад уволилась с предприятия, но с ней не производят расчет. Сказала посетительнице, каких документов недостает, чтоб рассмотреть ее дело в суде. Она, уходя из кабинета, повернулась и призналась: «Десять лет назад я бы никогда не пошла в суд решать этот вопрос. А сегодня пришла, потому что знаю, что в подобных ситуациях вы уже помогли многим людям». 

В. КРАЙКО: Кроме всего прочего, это свидетельствует и о доступности правосудия. 

А. КЛУС: Раньше все уголовные дела рассматривались с участием народных заседателей. Порой целая проблема была их найти. Сейчас судья самостоятельно от имени государства принимает решение по каждому рассмотренному делу. Качество правосудия от этого не ухудшилось, а его экономичность существенно повысилась. 

Правда, возникают и проблемы. Так, если на протяжении трех последних лет у нас не было ни одного отложенного судебного заседания, то по уголовным делам такие факты встречаются. Не по нашей вине.   Из-за законодательной отмены института возврата уголовных дел на доследование  порой заседание переносится по элементарной причине. Например, из-за  отсутствия в уголовном деле сведений о судимости обвиняемого. 

А. ФЕДОРЦОВ: Все равно возврата к такой практике больше не будет. Мы в суде должны ставить точку, отвечая на вопрос, виновен или нет обвиняемый, а не держать его и других в неведении. И только таким образом мы способны повысить качество следствия. 

А. КЛУС: Я хочу сказать о другом – о взаимодействии. Мы на упущения следствия реагируем путем направления частных определений (постановлений) в адрес его руководителей. Но в основном получаем отписки. Чтоб своевременно рассмотреть каждое дело, порой вынуждены входить в контакт с тем же прокурором за пределами судебного заседания. Что неправильно и является нарушением. 

 Главное  —  профессионализм и  моральные  качества 

«Р»: Интересно, а как, Алина Алексеевна, обстоит дело с  текучестью судейских кадров в Жодино? 

А. КЛУС: Суд г. Жодино был образован в 1993 году. Вначале мы имели три состава судей, теперь – шесть. До 1997-го  ушли из суда двое судей, которые нашли применение себе в других структурах. После первого съезда судей, где была заложена надежная основа повышения авторитета и значимости нашей профессии, никто из судей не ушел из нашего суда. Наоборот, они стали больше дорожить своей работой, гордиться избранной профессией. 

У нас  очень тщательно ведутся подбор и подготовка кадров. Например, мы самостоятельно в последнее время подготовили двух человек (помощника и консультанта), которые по нравственным и профессиональным качествам готовы работать судьями. Они у нас в резерве на замещение вакантных должностей. Поверьте, когда целенаправленно, на месте готовишь судейские кадры, это дает дополнительные плюсы. 

«Р»: Но в целом ситуация складывается не столь оптимистичная. В том же Минске, насколько известно редакции, незаполненными остаются
25 судейских вакансий. 

А. ФЕДОРЦОВ: Это связано с быстротой назначения претендентов на должность судьи. Уровень требований к ним сегодня очень высокий. Процесс изучения личности претендента на судейскую должность, его деловых и моральных качеств требует определенного времени. Однако мы работаем над совершенствованием и ускорением этого механизма. 

Т. ВЫСОЦКАЯ: Недостаток юридических знаний восполнить можно, а вот отсутствие общей культуры, нравственных качеств — вряд ли. Не состоится человек как судья, если у него нет таких качеств, как справедливость, неподкупность, порядочность и т.д. Ошибки в подборе кадров в большинстве своем случаются из-за сложности определения нравственных качеств человека, претендующего на должность судьи. Поэтому Кодексом о судоустройстве и статусе судей введен такой институт, как кандидат в судьи. 

При отборе и изучении кандидата на должность судьи, на мой взгляд, важно знать, зачем человек решил изменить свой жизненный путь и стать судьей. Что стоит за желанием взять на себя этот огромный груз ответственности – стремление профессионального роста, желание самоутвердиться или нечто иное? И если кандидат не готов к открытости и публичности, то можно не сомневаться, что граждане такому судье рассмотрение своего дела не доверят. Поэтому, подбирая кадры, мы должны делать ставку на высоконравственных людей, которые внутренне готовы быть открытыми и публичными. Уверена, что такой подход к подбору кадров на должность судьи в дальнейшем себя оправдает полностью. 

Неразрешенные проблемы 

«Р»: Какие проблемы правосудия еще остаются неразрешенными? 

А. ФЕДОРЦОВ: Во-первых, это качество досудебной подготовки, которая во многом определяет качество рассмотрения судебного дела по существу. По гражданским делам всю информацию представляют стороны, участвующие в споре. Успех рассмотрения дела во многом зависит от того, насколько полно судья окажет содействие сторонам в сборе необходимых доказательств. Несмотря на то что стадия досудебного разбирательства введена в законодательство в качестве обязательной, к сожалению, суды в этом еще не достигли должного уровня. Издержки такого рода оказывают существенное негативное влияние на качество и оперативность правосудия. 

Не в полной степени мы пока используем и предоставленные Кодексом о судоустройстве и статусе судей возможности создания специализированных судов. У нас есть специализированные военные суды, и никто не оспаривает их преимуществ. Однако в других сферах судебной деятельности имеющиеся возможности используются недостаточно. Между тем при таком огромном потоке правовой информации и столь широкой нормативно-правовой базе быть специалистом, докой во всех сферах судебной деятельности чрезвычайно сложно. Наиболее квалифицированно юрист может работать в какой-то одной сфере. 

Безусловно, повышению качества правосудия способствовало бы создание специализированных судов. В первую очередь судов по делам несовершеннолетних. Они будут использовать не только соответствующее ювенальное законодательство, но и специальные процедуры судопроизводства, привлекать представителей социальных служб и т. д. Причем не только при рассмотрении уголовных, но и гражданских дел. Мы уже работаем над концепцией создания таких судов. Безусловно, специализированные суды – это наше будущее. 

Есть необходимость и в усилении контроля за деятельностью органов следствия по принимаемым ими решениям. В том числе и по выдаче санкций на арест подозреваемых или обвиняемых. Это проблема, которая требует разрешения в ближайшем будущем. 

Также необходимо совершенствовать и процедуру исправления судебных ошибок, процедуру проверки законности судебных постановлений. В этой связи мы работаем над переводом кассационной процедуры пересмотра судебных решений к апелляции. Не секрет, что у нас ряд постановлений отменяется и направляется на новое судебное рассмотрение, тогда как при наличии определенной нормативной базы вышестоящая инстанция могла бы эту проблему разрешить сразу, без направления дела на новое судебное рассмотрение. И это без ущемления права и интересов сторон. Апелляция – это перспективный порядок исправления ошибок. Ее внедрению должен предшествовать глубокий анализ, соответствующие расчеты. 

Т. ВЫСОЦКАЯ: Элементы апелляционного судопроизводства уже внедряются. Коллегия по гражданским делам вышестоящего суда, например, может вынести решение, не направляя дело на новое рассмотрение. 

В. КРАЙКО: Коллегия по гражданским делам нашего суда в минувшем году, отменив ранее принятые решения районных судов, вынесла 29 новых решений. В половине из них были приняты во внимание новые доказательства, собранные и исследованные в суде кассационной инстанции. 

Упрощение    не  упрощенчество 

«Р»: Одно из направлений судебной реформы – удешевление правосудия. Как оно осуществляется на практике? Не экономят ли где-то на судьях? 

В. КРАЙКО: По гражданским делам судьи могут оглашать результативную часть решения без мотивировочной. По уголовным делам допускается сокращенный порядок судебного следствия. Естественно, упрощение судебной процедуры не должно превращаться в упрощенчество. Между тем мы у себя в Минской области, к сожалению, сталкиваемся  с такими негативными проявлениями. Некоторые судьи в результате разучиваются мотивировать вынесенное решение. Меня, председателя областного суда, это очень тревожит. 

А. ФЕДОРЦОВ: Действительно, возможность упрощения может расхолаживать недобросовестного судью. 

А. КЛУС:   Вот именно: недобросовестного судью. 

В. КРАЙКО: Хотел бы поднять еще одну проблему. По указу Президента судье в течение шести месяцев должна быть предоставлена квартира. Между тем у нас в области есть судьи, которые после назначения на должность отработали уже три года, а жилье так и не получили. 

А. ФЕДОРЦОВ: Есть такие факты. Проблематично перевести из небольшого района, скажем, в Борисов специалиста. Забрать на выдвижение в область судью, хорошо зарекомендовавшего себя в районном суде, и т. д. Местные органы исполнительной власти должны лучше решать вопросы обеспечения жильем судей. 

Многое сделано за десять лет по преображению зданий судов. Но есть и такие здания, от внешнего и внутреннего вида которых не прибавляется уважения к правосудию. Нам еще предстоит добиваться, чтоб каждый суд стал храмом, дворцом правосудия. 

А. КЛУС: А меня как председателя городского суда беспокоит, что нет стабильного состава технических работников.  У них нагрузка существенно повысилась, а зарплата остается небольшой. Отсюда текучесть кадров. Правдой и неправдой стараемся удерживать добросовестных работников. Вопрос этот уже поднимался, но до сих пор не решен. 

А. ФЕДОРЦОВ: В этом плане есть определенные наработки. Например, секретарям пытаемся придать статус секретаря — помощника судьи. Предпринимаются и другие усилия. Конечно же, и техническим работникам судов надо уделять должное внимание. Они очень существенно влияют на авторитет суда. 

Но если говорить в целом о состоянии правосудия, то оно на достаточно высоком уровне. Происходит постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, вносятся необходимые изменения и дополнения в действующие кодексы и законы. Думаю, судебная власть в целом справляется со своими задачами. 

«Р»: На днях все юристы Беларуси будут отмечать свой профессиональный праздник. Что вы может

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter