Как вернуть семейные ценности
22.04.2008 01:00:00
– Алла Васильевна, в последние годы в Беларуси наблюдается некоторое увеличение рождаемости, но проблема все еще сохраняется. Что делается государством для ее разрешения?
– Сегодня в Беларуси проживает менее 10 миллионов человек, и это притом, что наша земля может свободно прокормить в три раза больше. По данным последней переписи населения, большинство семей имеют одного ребенка, треть воспитывают двоих детей и только шесть процентов семейных пар растят троих и более детей. А ведь не секрет, что для устойчивого роста населения в семьях должно быть не менее трех детей.
Вот почему в основе государственной семейной политики Беларуси лежит охрана материнства и детства. Сохранение здоровья женщин и детей гарантируется законами о правах ребенка, о здравоохранении, Кодексом о браке и семье, президентской программой “Дети Беларуси” и другими нормативными актами.
На государственном уровне у нас принимаются реальные меры для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. В стране разработана и утверждена Национальная программа демографической безопасности на 2007–2010 годы. Беларусь первой среди стран СНГ приняла в 2002 году закон о демографической безопасности. К слову, в России такого закона пока нет.
На эффективную социальную защиту семьи направлен закон о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей. В соответствии с этим нормативным актом единовременное пособие при рождении первого ребенка установлено в размере пяти бюджетов прожиточного минимума (БПМ), второго и последующих детей – семь БПМ. В 2008 году увеличено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Сегодня оно составляет 80 процентов БПМ, а в 2009 году размер выплат составит уже 100 процентов БПМ.
Законодательство нашей страны закрепляет право опекунских семей на возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, бытовых услуг, связанных с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2004 году открыт Республиканский научно-практический центр “Мать и дитя”, который стал главным учреждением страны в области акушерства и гинекологии, неонатологии, педиатрии и медицинской генетики.
В республике совершенствуется система ранней диагностики различных ограничений жизненных и социальных функций у детей, создана и развивается сеть центров, отделений, кабинетов для их реабилитации. Во всех женских консультациях проводится ультразвуковая дородовая диагностика врожденных пороков развития плода. Проводимые в стране высокотехнологичные исследования позволяют ежегодно установить диагноз наследственной патологии плода у 600–700 беременных женщин, что снижает на 10–15 процентов детскую инвалидность и на 2–3 процента младенческую смертность. По поручению Президента в стране открыт Республиканский детский кардиохирургический центр, где проводится хирургическая коррекция врожденных пороков сердца.
– Повышение рождаемости, безусловно, важнейший фактор демографической политики. Но это лишь одна сторона медали. С экономической и социальной точки зрения приоритетной задачей должна быть борьба со смертностью...
– Безусловно, хотя этот вопрос многогранен по своей сути. В результате принятых мер младенческая смертность в Беларуси за 2007 год составила 5,2 на тысячу родившихся детей. В 2006 году она была 6,2 на тысячу родившихся. Всего в Беларуси в 2007 году родилось более 103 тысяч детей. Материнская смертность с 1997 года снизилась в три раза, и сегодня по этому параметру наша страна находится на самом низком уровне среди других постсоветских республик.
К сожалению, у нас достаточно высок уровень смертности граждан в трудоспособном возрасте, особенно мужчин, в том числе и от так называемых неестественных причин. В связи с этим в Беларуси разработан проект Закона “Об охране труда”, в соответствии с которым на законодательном уровне будет закреплена система регулирования общественных отношений в области охраны труда, направленная на реализацию конституционного права граждан на здоровье и безопасные условия труда.
Многое в профилактике смертности зависит от самого населения. Необходимо формировать у людей жизнесохранительное поведение, активно внедрять физическую культуру, особенно среди молодежи. На государственном уровне требует решения вопрос о расширении доступности спортивных секций, бассейнов и комплексов. Следует прививать навыки здорового образа жизни в детском саду и школе, стимулировать здоровый образ жизни на производстве и по месту жительства граждан. С этой целью при активном участии белорусских парламентариев разработана Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2007–2010 годы.
Сейчас депутаты готовят изменения и дополнения в Закон “О здравоохранении”, который закрепляет право граждан на доступное медицинское обслуживание, в том числе на предоставление бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения за счет средств республиканского или местных бюджетов.
– Уже не первое десятилетие в нашем обществе бытует расхожее мнение о том, что основная причина низкой рождаемости кроется в тяжелом материальном положении. Как вы считаете, насколько велико влияние экономических факторов на репродуктивные установки граждан?
– Причины кризиса института семьи и спада рождаемости лежат в духовно-нравственной плоскости и меньше всего связаны с уровнем благосостояния граждан. Иначе в слаборазвитых, бедных странах не рождалось бы столько детей. Демографический кризис характерен не только для белорусов и россиян. Посмотрите, ведь депопуляция охватила благополучную Европу: Англия, Бельгия, Германия, Франция – все эти государства имеют низкую рождаемость коренных жителей и активно заселяются иммигрантами из стран Азии и Африки.
Переходя к белорусским реалиям, замечу, что в нашей стране даже очень обеспеченные семьи с высокими доходами в основной массе имеют одного-двух детей. О какой материальной подоплеке может идти речь, если даже в самый тяжелый для Беларуси период ХХ века – в годы Великой Отечественной войны – рождаемость при несопоставимо более низком уровне жизни была выше, чем сейчас?
Очевидно, что падение рождаемости во многом стало следствием девальвации общечеловеческих ценностей, отхода от традиционных семейных основ и утраты обществом своих духовных начал.
С этой точки зрения и в Беларуси, и в России приходится решать схожие проблемы. Поэтому нам необходимо больше координировать свои усилия по выходу из демографического кризиса, обмениваться положительным опытом, помогать друг другу. Тем более что у нас много общего в правовой базе. В обеих странах приняты законы о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действуют президентские указы, регулирующие вопросы предоставления финансовой поддержки молодым и многодетным семьям.
На улучшение важнейших демографических показателей – здоровье населения, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни – направлены законы Российской Федерации о лекарственных средствах, об иммунопрофилактике инфекционных болезней, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о качестве и безопасности пищевых продуктов. Такие законодательные акты приняты и в Беларуси. Как и в нашей стране, в России реализуется федеральная целевая программа “Дети России” на 2007–2010 годы. В конце прошлого года принята Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года.
Однако стоит отметить, что какой бы совершенной ни была правовая база, она не сможет в корне изменить демографическую ситуацию. Для этого требуется проведение целого ряда комплексных мероприятий как на республиканском уровне, так и в масштабах Союзного государства. Проблем, которые ждут своего решения, немало. И главные, на мой взгляд, это укрепление здоровья населения, нравственных основ семьи и увеличение продолжительности жизни. Очевидно, что ни одну из них нельзя рассматривать изолированно от других или решать в одиночку. Мы, белорусы и россияне, должны четко осознавать, что помочь своим детям, своим семьям можем только сами.