Как вернуть деньги за купленные несвежие продукты?

У всех предприятий торговли есть искреннее желание заполучить как можно больше постоянных покупателей, но не у многих есть возможность по-человечески нас обслуживать.

У всех предприятий торговли есть искреннее желание заполучить как можно больше постоянных покупателей, но не у многих есть возможность по-человечески нас обслуживать. Продавцы редко ошибаются, принимая товар по количеству, а вот по качеству… В результате тонны испорченной Как вернуть деньги за купленные несвежие продукты? фотопродукции отправляются либо на свалку, либо… на наш стол.


«Товарищи, за что нас травят?!» – воскликнула одна из журналистов «Знаменки». «Это мармелад-убийца», – отрезала другая. «Какую сумму морального ущерба можно запросить, если подать иск в суд?» – вслух прикидывала третья. Виновница оживления в редакции – пластиковая коробочка с когда-то аппетитным лакомством – одиноко стояла на столе. Из-за резкого неприятного запаха подходить к ней близко не хотел даже наш фотокор.


Взрывоопасные йогурты, начиненные мышами торты, печенье с глазурью из плесени, засоленная рыба, скорее похожая на фарш, прогорклые сладости (вроде тех, что приобрела корреспондент «ЗН» в центральном магазине столицы) – такую и другую неаппетитную продукцию инспектор-эксперт столичного ОО «Защита потребителя» Валентина Ковель находит на полках магазинов ежедневно. На горячую линию общества беспрестанно звонят покупатели, которые приобрели некачественные, порой даже опасные для здоровья продукты. Очевидно: многие торговые объекты по-прежнему на первое место ставят только свои интересы. Что может сделать потребитель, чтобы защитить себя? Вести себя грамотно.


– Возьмите за правило сохранять чеки после покупок, – напоминает инспектор-эксперт. – Так проще будет вернуть деньги за продукт плохого качества. Обязательно зафиксируйте свои претензии в Книге предложений и замечаний торгового объекта. К сожалению, встречаются еще продавцы, которые отказывают в этом покупателю – неоднократно убеждалась лично. Тогда правильным будет вызвать милицию и при ее содействии все-таки записать жалобу. Максимум через четырнадцать дней вы узнаете, кто был виноват и как наказан.


Если не хватает смелости самостоятельно отстаивать свои права, а продавец хамит, увиливает от возврата денег, отказывается разбирать ситуацию – без промедления обращайтесь в общество защиты прав потребителя. Например, наши услуги по возврату средств за испорченные товары бесплатны.
Так, когда в ОО «Защита потребителя» поступает звонок (горячая линия: 8-017-284-39-34), опытный специалист выезжает по указанному покупателем адресу, оценивает качество проблемного продукта, составляет экспертное заключение, с которым, кстати, потом можно обращаться в суд. Но доводить дело до суда, как правило, магазины не хотят. С нашей помощью в 100 процентах случаев покупателю возвращают деньги за плохой товар. А если он настаивает на возмещении морального ущерба, мы находим доводы, чтобы продавец пошел навстречу.


Внимательно рассматривайте упаковку продукта и не путайте дату выпуска с датой расфасовки. Не покупайте замороженную рыбу со снегом в пакете – ее размораживали и замораживали несколько раз, поэтому при приготовлении она превратится в бесформенную массу. Иногда в упаковке с охлажденными куриными полуфабрикатами можно увидеть воду – стоит ли за нее платить деньги, решайте сами.
На некоторых прилавках можно найти куриные субпродукты с этикеткой «замороженные», срок их годности – от месяца и выше. Однако фактическое состояние продуктов – «охлажденные», и они годны к употреблению в течение нескольких часов. В результате такой подмены в некоторых магазинах продается уже испорченная продукция.


– К сожалению, некачественных товаров на наших полках не становится меньше, даже наоборот, – констатирует Валентина Ковель. – Магазины обязаны проверять товар не только по количеству, но и по качеству. Но из-за того что предприятия торговли проверяют планово, а потому изредка, в продажу часто выставляют то, что должно быть попросту выброшено.

 

С прилавков сняли 30 «тухлых слонов»


За прошедшее полугодие специалисты санитарно-эпидемиологической службы проверили почти десять тысяч торговых объектов страны, в том числе посетили около 800 торговых мест на рынках. Результаты шокируют. Так, по официальной информации, нарушения санитарных требований были выявлены в 74 случаях из ста на торговых объектах и в 64 случаях – на рынках. Другими словами, серьезные проблемы обнаружили в трех из четырех точек. Основные нарушения: реализация товара с истекшим сроком годности (хранения); неудовлетворительное состояние территории, помещений, оборудования; реализация товара без документов, удостоверяющих качество и безопасность и др.


Около четырех с половиной тысяч работников торговли привлекли к административной ответственности, а общая сумма штрафов составила 1 183 966 000 рублей. Более 160 тонн продукции (по весу это сопоставимо с массой 30 упитанных саванных слонов) забраковали и запретили продавать.


При этом действующее законодательство ограничивает число проверок торговых объектов: санврачи могут ревизировать их не чаще одного раза в год. На сколько изменились бы результаты проверок, если бы их проводили хотя бы в два раза чаще и не планово – вопрос, скорее, риторический.

 

От автора


Если бы каждый из нас всегда отстаивал свое право на качественные продукты, то и торговля работала бы иначе. Именно пассивность покупателя подстегивает продавца при любом удобном случае всучить самый залежалый товар: мол, постесняются ругаться, поленятся вернуться в магазин, не посмотрят на этикетку, просто выбросят и забудут. Так и получается, что на плохой товар да слепой купец.


А если поступить по-другому? Например, когда жители Логойского района пожаловались в райисполком на то, что в автолавке не выдают чеки за покупки и плохо обслуживают, собственник получил строгое предписание. После этого он не только чеки начал выдавать, но и купил новый специализированный автомагазин.

 

Наталия КРАСКО, фото Виктора ДУБОЙСКОГО, «ЗН»


В тему

В столице с обиженными покупателями работает больше десяти организаций, защищающих права потребителя, поэтому конфликты можно решить легко и быстро. А куда обратиться за экстренной помощью жителю обычного белорусского города или райцентра? В гор- или райисполком. В каждом таком учреждении обязательно должен быть уполномоченный по защите прав потребителей, и он обязан заняться вашей жалобой. Например, в Логойском райисполкоме такие вопросы рассматривает главный специалист отдела экономики Алла Саевец. По ее словам, за прошедшие шесть месяцев с претензиями о некачественных товарах и услугах обратилось всего шесть человек. Во всех случаях вмешательство госструктуры помогало эффективно разрулить ситуацию.


С позиции госконтроля

Соблюдая закон, госконтроль всегда предупреждает торговые точки о грядущих плановых проверках, и только крайне отчаянный продавец не станет готовиться к такому визиту. Но, оказывается, есть и такие.
Как рассказал корреспонденту «ЗН» начальник управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК по Минской области Максим Шеко, во время недавних проверок специалисты КГК обнаружили в сфере торговли Минщины традиционные нарушения. Так, в магазине № 108 в деревне Добрынево Дзержинского района с истекшими сроками годности продавали кондитерские, творожные, колбасные изделия, копчености, сыр, мед – всего 18 наименований продтоваров. А покупателям магазина № 12 в деревне Новые Новоселки предлагали шоколад, просроченный еще в октябре 2009 года. Кое-где завышали цены на социально значимые продукты. Например, в поселке Колодищи в магазинах ЧУП «Центрпродсервис» сахар по необъяснимой причине подорожал на 1500 рублей.


В двух кассах магазина № 61 в Борисове и ЧУП «Купалинка-2000» в деревне Слобода Смолевичского района обнаружились излишки денег, на многих торговых объектах региона использовались весы, не прошедшие метрологическую проверку.


– Как правило, в Комитет госконтроля потребитель решает обратиться в двух случаях, – комментирует специалист. – Во-первых, если все другие инстанции, имеющие отношение к конфликту, не слышат покупателя и не хотят искать выход из ситуации. Во-вторых, если появляются грубейшие нарушения законодательства и вопрос однозначно находится в нашей компетенции. Другими словами, с прокисшим молоком к нам не приходят, и за это спасибо. Тем не менее обоснованные жалобы о нарушениях при реализации и производстве потребительских товаров в Комитете госконтроля рассматривают оперативно и в обязательном порядке. Любая запись в Книге замечаний и предложений станет сигналом к тщательной проверке.
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter