Как в уездном городе водопровод строили

3 марта 1883 года Городское управление Витебска объявило жителям о своем намерении соорудить водопровод.
3 марта 1883 года Городское управление Витебска объявило жителям о своем намерении соорудить водопровод. Он должен был принести несомненную пользу для всего населения.

Городской голова решил не упоминать о полученном из Минска "Отношении", в котором властям за отсутствие в городе этого продукта цивилизации строго выговаривалось. Вы, мол, не последний населенный пункт на географической карте, случается, что и Европа о вас вспоминает. Так что как себе хотите, а в кратчайшие сроки водопроводом обзаведитесь.

Сам голова против водопровода не возражал, даже наоборот. Проблема заключалась в том, что городская казна категорически не имела денег на сооружение чего бы то ни было: хоть скамейки в общественном парке, хоть будки для Шарика. Мистика какая-то, но казна любого города, любой страны и в любом веке в нужный, а равно и во все остальные моменты, как правило, абсолютно пуста. Однако за тысячелетия городские власти научились с этим справляться. Вот и наши моментом выход придумали: спонсоров стали искать. А чего? Есть же на свете люди, которым Всевышний дал ум и энергичность, грех их талантами не воспользоваться. Пускай они водопровод проплатят!

Вот, к примеру, взять хотя бы сэра Генри, великобританского подданного - который год просится начать у нас торговлю. Намаялся, бедняга, уже. Так мы ему торговлю, а он нам - водопровод. И все в плюсе.

Сказано - сделано. Сэр Генри на предложение согласился, хотя и не обрадовался. Только подошел к делу как-то не по-славянски ответственно (ну так, а чего еще ждать от британцев с их национальной страстностью?): потребовал заключить контракт, в котором город обязывался предоставить землю, необходимую для возведения водопроводных сооружений.

Таким образом, дело о водопроводе можно было бы считать уже оконченным, но, к несчастью, оказалось, что город подходящей земли не имеет. Пришлось городскому голове опять погрузиться в размышления. Опираясь на свой жизненный опыт, он к этому ларчику ключик подобрал: если деньги нужно искать у предпринимателей, то земли - у церкви. Церковь вообще в те годы была самым крупным землевладельцем в государстве, ничего страшного, если поделится.

Подходящим участком владел Троицкий мужской монастырь, и власти обратились к настоятелю с деловым письмом. Только с наскоку землю заполучить не удалось, церковь - это вам не импульсивные британцы, у нее нервы крепкие, как канаты. Настоятель монастыря соглашался отдать участок земли, но в аренду и с платой по 100 рублей в год за каждые 4 десятины. А городской голова горячо протестовал против какой-либо оплаты. Он убеждал настоятеля, что аренда здесь неуместна, так как она по закону краткосрочная и впоследствии могут возникнуть земельные недоразумения. Так не лучше ли будет, если монастырь просто подарит городу землю в вечное пользование. После 6 месяцев переписки и переговоров сошлись на том, что земля таки будет отдана городу. Но кто сказал, что за просто так...

Вознаграждение городские власти стребовали с местного, своего купца (сэр Генри нервно вздохнул), который очень хотел открыть в городе свое дело. Вот теперь мог с чистой совестью открывать...

Итак, все препятствия были преодолены, и дальше дело пошло как по маслу. Городской голова периодически рапортовал в Минск об успешном ходе строительства, получал за это благодарности и даже небольшие денежные вознаграждения.

Это история более чем столетней давности, но с тех пор едва ли что-то коренным образом изменилось. И придраться, по большому счету, не к чему, так как водопровод построили, ни копейки при этом не потратили, да еще и двум предпринимателям разрешили торговлю начать на пользу городу. Кто скажет, что мы не умеем жить?!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter