Наш корреспондент побывал на полевых испытаниях первого в мире газомоторного комбайна

Как в первый газ

На часах еще нет и восьми, а жизнь в научно-техническом центре комбайностроения холдинга «Гомсельмаш» кипит. Нынешний год для конструкторов по-своему рекордный. Количество новых разработок приближается к десятку. Одна из самых интересных – зерноуборочный комбайн «ПАЛЕССЕ GS4118К». Или – КЗС-1418. Это в лучшем смысле – амбициозный проект. Комбайн с газовым двигателем раньше еще никто не выпускал. Хотя перевод техники на газомоторное топливо – мировая тенденция десяти последних лет.


— Природный газ обходится в 2—3 раза дешевле, чем бензин или дизтопливо, — генеральный конструктор НТЦК Сергей Федорович приводит главный экономический мотив проекта. — Отсюда — снижение затрат на уборку и себестоимости зерна. Еще одна причина — экологический фактор. В ближайшие годы во многих странах, в том числе и Европы, вступят в силу более жесткие требования. Наша разработка им соответствует. Использование в виде горючего природного газа снижает выбросы более чем на 70%. То есть фактически сгорание этого топлива происходит полностью.

Подготовка к обкатке опытного образца началась еще зимой. На стендах шли предварительные испытания, выбирались подходящие площадки в хозяйствах. Оперативно вносились коррективы, устранялись мелкие недочеты. И все же главный этап — испытание полем, которое длится уже несколько недель. Вместе со специалистами отправляюсь смотреть на газомоторный комбайн своими глазами. Сегодня машина работает в Буда-Кошелевском районе.    

Водитель-испытатель Виталий ГАПОНЕНКО убежден, что проблем с комбайном с газовым двигателем не возникнет.

— Наша задача — подтвердить расчетные показатели технических условий работы комбайна в агрегате с газовым двигателем, — начальник испытательного центра Александр Руденков обозначает цель. — Прежде всего, конечно, интересует удельный расход топлива в соотношении с количеством намолота зерна. На основании этого можно будет оценивать экономический эффект. Также оцениваем безопасность, удобство эксплуатации и обслуживания и другие параметры.

Работа комбайна тестируется в различных режимах нагрузки, на разных полях, с разными уровнями урожайности и видами культур. Газовому новичку предстоит «попробовать» пшеницу, ячмень, тритикале. Все показатели фиксируются в дневнике испытаний и ежедневно передаются в штаб. Затем они будут сопоставляться в сравнении с аналогичными параметрами серийного прототипа — комбайна «Палессе GS12». По окончании сезона будет дано экспертное заключение.


И вот мы в поле. Из зарослей пшеницы навстречу нам выезжает стальной гигант. Во всем его виде и реве двигателя снаружи ощущается звериная мощь. Слой пыли на свежевыкрашенной поверхности не портит впечатления. Танки грязи не боятся. Комбайны тем более. Особенно эффектно и современно смотрится задний капот — благодаря округлым формам напоминает «дутые» иномарки. Внешние изменения коснулись и конструкции рамы.

Впрочем, главное ноу-хау — внутри. Вместо топливного бака установлены баллоны, которые содержат почти 400 кубометров компримированного природного газа. Одной заправки хватает для работы в интенсивном режиме 8—10 часов.

Скептики могут усомниться в безопасности. Мол, это бомба на колесах. Специалисты утверждают, что опасения напрасны. Сделанные из сверхпрочного углепластика баллоны имеют изоляционное покрытие, а толщина стенок позволяет выдерживать давление 200 атмосфер и высокие температуры. Газотопливная система прошла стендовые испытания. Ее соответствие нормативам ТБ подтвердила специальная комиссия. Все показатели отвечают международным стандартам. Изменение давления и герметичность соединений проверяются постоянно.

Подготовка к обкатке опытного образца началась еще зимой. На стендах шли предварительные испытания, выбирались подходящие площадки в хозяйствах.

Мощность самого двигателя — 350 лошадиных сил. Кстати, найти подходящий мотор было не так просто.

— Дело в том, что в сельхозтехнике режим эксплуатации двигателя сильно отличается от тех, которые установлены в автомобилях, — разъясняет нюансы заведующий отделом общетехнических разработок Виктор Сусов. — Двигатель комбайна практически всю смену должен работать на максимальных оборотах, притом что в машине он  эксплуатируется на полную мощь не более 20% от времени поездки.

Испытатели не скрывают: определенные недочеты, требующие устранения и принятия технических решений, выявляются. Даже самый опытный и талантливый конструктор, проектируя машину, видит картину в теории. В полях же она обязательно меняется. Предвидеть все попросту невозможно. Поэтому конструкторы здесь — частые гости. А в случае надобности собирается настоящий консилиум.  

Работа комбайна тестируется в различных режимах нагрузки, на разных полях, с разными уровнями урожайности и видами культур.

Говорить о сроках начала серийного производства пока рано. К тому же ключевой вопрос — развитие системы заправок. Впрочем, строить газонаполнительные станции необязательно. С задачей успешно справляются автомобильные заправщики, которые есть и в Гомельской области. Сам же процесс занимает менее получаса.

О том, что в целом движение идет в нужном направлении, свидетельствует интерес, который уже проявил российский «Газпром». В РФ действует госпрограмма, по которой сельхозпредприятия получают субсидии на покупку газомоторной техники. Почти два десятка регионов у наших соседей готовы к реализации пилотных проектов. В потенциале это хороший рынок для экспорта. И, возможно, новая веха в сельскохозяйственном машиностроении. Главное — не упустить момент.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Шантыко, директор научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш»:

— Создание газомоторного комбайна — это, прежде всего, исследовательская работа, которая имеет ценность сама по себе. Ведь любое исследование дает новый опыт, практические наработки, подсказывает новые направления, помогает избежать каких-то ошибок. По сути, это своего рода научный поиск.

Серьезную помощь оказал Гомельский облисполком, где поддержали идею и выделили финансирование из средств инновационного фонда. По окончании испытательного сезона состоится заседание технико-экономического совета, на котором будет принято решение о дальнейшем проведении работ по этой тематике.

proleskovskiy77@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter