Как в кино

Прокатную судьбу "Анастасии Слуцкой" обсуждают создатели фильма, прокатчики и телепродюсеры Брестчанам очень повезло: к ним на 4-й Национальный фестиваль белорусских фильмов приезжали практически все кинознаменитости страны.
Прокатную судьбу "Анастасии Слуцкой" обсуждают создатели фильма, прокатчики и телепродюсеры

Брестчанам очень повезло: к ним на 4-й Национальный фестиваль белорусских фильмов приезжали практически все кинознаменитости страны. Можно было запросто взять автограф у любого артиста и даже спросить, как жизнь. Все отвечали, что жизнь хорошая. Вероятно, имея в виду жизнь во время праздника кино. О буднях разговор зашел лишь однажды - на прошедшей в рамках фестиваля научно-практической конференции "Государственная политика в области национального кинематографа". Именно там первый заместитель министра культуры Владимир Рылатко объявил аудитории радостную весть: наш фильм "Анастасия Слуцкая" выиграл "бой" в кинотеатрах страны по посещаемости у американского "Терминатора". Значит, можем, если захотим. Наверняка всякая другая публика встретила бы такое известие аплодисментами, но артисты (а именно для них устраивалась конференция) скромно промолчали. Где же патриотизм?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что мы знаем о фильме об Анастасии Слуцкой. Всем известно, что он был снят на деньги из фонда Президента. Во время фестивального просмотра в Бресте фильм шел на белорусском языке, но есть еще русский вариант и готовится английский. Поскольку национальный кинофорум задуман так, что на нем представляются картины за два прошедших года, а "Анастасию Слуцкую" сняли в текущем, то фильм показали вне конкурса. Зато он прошел по шести другим фестивалям и отовсюду привез награды. По словам режиссера картины Юрия Елхова, самым знаковым для него явился актерский фестиваль в Бердянске, где удалось получить сразу четыре награды: за лучший фильм, Светлану Зеленковскую отметили за дебют, Анатолий Кот получил приз за роль второго плана, Сергей Глушко - специальный приз за роль, сыгранную непрофессиональным актером. "Известно, что с этим фильмом мы поедем в Канны, - заявил режиссер журналистам. - Но по условиям Каннского фестиваля представленные там картины не должны прежде демонстрироваться в кинотеатрах либо участвовать в других фестивалях. По этим условиям "Анастасия Слуцкая" уже не подходит, поэтому мы будем участвовать только в кинорынке".

Это, так сказать, официальные сведения. Какую точно кассу собрал фильм, попав на экраны кинотеатров, и на сколько уже удалось покрыть затраты, на брестской фестивальной конференции объявлено не было. Заместитель министра также не смог ответить на раздавшийся из зала вопрос кинопрокатчиков: из каких соображений "Анастасию Слуцкую" уже отдали на телевидение? Мировая практика кино не знает примеров, чтобы свой самый кассовый фильм кинематограф отдавал телевизионщикам раньше чем через год. Обычно на телеэкраны попадает уже "отработанный" материал. В нашем случае фильм только раскручен. Более того, Владимиру Рылатко поведали, что некое совместное белорусско-российское предприятие уже приобрело права на видеоверсию. Зачем продали? К чему такая поспешность?

- Это не первый случай, когда враз разрушаются надежды наших кинопрокатчиков поправить свои дела кассовой картиной "Беларусьфильма", - вспоминает первый секретарь Белорусского союза кинематографистов Александр Шкадаревич. - Буквально сразу после выхода были отданы на телевидение не менее популярные фильмы "Сын за отца" и "В августе 44-го...". Для кинематографистов такая позиция, конечно, непонятна. Хотя я хочу отдать должное правительству: материально-техническая база как самого "Беларусьфильма", так и кинотеатров в последние годы стала улучшаться. Правда, об этом не знают за границей, поэтому наше желание пускать на "Беларусьфильм" иностранцев для съемки своих фильмов пока никак не реализуется.

Председатель Белорусской гильдии актеров кино киноактриса Светлана Суховей также сожалеет о коротком веке "Анастасии Слуцкой" на экранах кинотеатров. По ее мнению, ситуация с белорусским кино все еще критическая, хотя, когда на эту проблему обратил внимание Президент, прорыв был сделан действительно ощутимый.

- Мы сами себя загнали в болото еще 20 лет назад, когда "Беларусьфильм" на первые роли приглашал кого угодно, но только не белорусских артистов, - считает Светлана Суховей. - Наши режиссеры почему-то особенно любили прибалтов. Нам же было уготовано судьбой играть вторые роли. Традиция сохранилась до наших дней. Когда в кино пришел рынок, нам стали и платить соответственно. Я знаю примеры, когда оплата нашей народной артистки была в десять раз меньше приглашенной тоже на вторую роль молоденькой артистки из России. А не "народным" платят даже в сто раз меньше, чем иностранцам. Я понимаю, что звездам надо платить, но зачем так унижать при этом своих? Ведь то же самое произошло с "Анастасией Слуцкой". Мы просто в очередной раз унизили себя, загодя пуская его на экраны телевизора. Кто сказал, что наш зритель уже не станет смотреть его за деньги? А вот посмотрев по телевизору, действительно не отправится в кинотеатр. Но произведение киноискусства такой величины, как "Анастасия Слуцкая", всегда делается под кинотеатр! Прочувствовать его удается только там.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter