Как уцелеть на зимней дороге

Чего все начинающие водители боятся больше, чем экзамена в ГАИ и первых самостоятельных километров? Правильно, первой зимы...
Чего все начинающие водители боятся больше, чем экзамена в ГАИ и первых самостоятельных километров? Правильно, первой зимы. Немудрено: оказавшись на заснеженной улице и почувствовав, как колеса начинают скользить по льду или снежной вате, очень непросто вспомнить все советы бывалых друзей: руль — вправо, руль — влево, газ, тормоз... Тем более что многие из этих советов противоречат друг другу. Так чего же ждать от зимней дороги?

В поисках ответа на этот вопрос, который, если верить синоптикам, останется злободневным еще долгое время, мы обратились к многократному чемпиону Беларуси по ралли и трековым гонкам Олегу ВАБИЩЕВИЧУ. Уж кому, как не ему, знать азы профессионального вождения в любых климатических условиях...

Утверждение 1.

Зимой все движения должны быть плавными.

И чем плавнее, тем лучше! Плавно переключать передачи, плавно тормозить, плавно нажимать на газ... Иначе можно легко потерять управление и сорвать машину в неуправляемое скольжение. И конечно же, внимательно подходить к выбору скорости движения. Лучше всего с первым снегом выехать на какую–нибудь безлюдную площадку и потренировать основные упражнения: «ступенчатое» торможение, руление, выход из заносов.

Утверждение 2.

Периодически выключая передачу, можно сэкономить топливо, не особо вредя безопасности.

Никогда не считал, сколько литров топлива можно сэкономить на этом, но в том, что даже летом не стоит злоупотреблять «накатом», уверен. Зимой же это еще более опасно. Англичане подсчитали, что из общего числа аварий в 50% случаев ДТП можно было бы избежать, если бы водитель в критической ситуации жал не на тормоз, а на газ. Иногда препятствия на дороге возникают настолько неожиданно, что затормозить времени уже не остается. Приходится уклоняться, а на выключенной передаче сделать это практически невозможно. Поэтому очень важно помнить о нескольких вещах: а) при торможении «в пол» (особенно на скользком покрытии) машина неуправляема; б) даже притормаживая, необходимо одновременно включать пониженную передачу; в) если позволяет место по сторонам, то в случае неожиданно возникшего препятствия лучше уклониться от него плавным (!) движением руля и при необходимости — добавлением газа.

Утверждение 3.

В наших условиях (регулярная чистка дорог и использование соляной смеси) шипованные шины не оправдывают себя: можно обойтись зимней «резиной» или даже использовать комплект всесезонной.

Всесезонная резина — это как специалист широкого профиля: человек, который ничего не умеет и ни в чем толком не разбирается. Это резина, которая ни летом, ни зимой не ездит так, как надо. Что же касается шипов, то на этот счет действительно существует множество мнений. Я считаю, что уж лучше тормозить по асфальту на шипованной резине, чем по льду — на обычной. Поэтому зимой езжу только на шипах. В гоночном режиме мы даже пробовали использовать так называемые соленые сверхмягкие зимние шины, но в итоге пришли к выводу, что на шипах машина ведет себя более ровно и, в отличие от обычной резины, даже в сложной ситуации не нужно постоянно «ловить» машину рулем.

Утверждение 4.

Тяжелые машины зимой безопаснее легких, передний привод безопаснее заднего.

Спорно. У более тяжелых машин сильнее сцепление с дорогой за счет большего давления. Но многое зависит и от установленных покрышек. «Обуйте» большую машину в широкие шины — и она будет скользить, в то время как легкая малолитражка на узких колесах будет прекрасно цепляться за дорогу. Что до привода, то начинать безопаснее на переднем. На заднеприводной машине и особенно зимой нужно очень аккуратно давить на газ. Переднеприводные машины в этом плане прощают куда больше ошибок и больше подходят для начинающих водителей.

Утверждение 5.

«Умные» технические навороты, которыми оснащаются последние модели автомобилей, даже самым неопытным водителям позволяют уверенно контролировать ситуацию и снижают риск ДТП.

Утверждение верно лишь отчасти. Мнение о том, что «машина умная — она сама все сделает», может привести к серьезным последствиям. Сейчас все заводы стремятся оснастить свои автомобили как можно более сложными системами, сводящими к минимуму последствия человеческого фактора. С одной стороны, эти системы, конечно, помогают, но с другой — сильно расслабляют, воспитывают ощущение вседозволенности за рулем. При этом человеческая натура такова, что чем больше позволяет машина, тем больше начинают наглеть водители. А ведь выбраться из ситуации, в которой в конечном счете спасуют все эти «навороты», будет уже просто невозможно. Поэтому вне зависимости от того, как оборудован ваш автомобиль, нужно стараться предвидеть возможные последствия и отдавать себе отчет в том, что нет такой системы, которая могла бы исправить все ошибки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter